В Радомысльском уезде пьянство среди населения стало распространяться после отмены в 1861 году крепостного права. С 1 января 1863 года все производство и продажа спиртного в Российской империи была освобождена от непосредственного государственного регулирования. Однако производители алкоголя отныне должны были выплачивать сравнительно небольшой акцизный налог. От тех, кто открывал магазин, ресторан, трактир, корчму – требовалось оплатить патент. В городе Радомысле корчмами владели: Буйда, Гарбуз, трактиром - Любанский. Так же действовали гостиницы-рестораны: «Синяя птица» (владелец Жилинский), «Берлин» (владелец Мордух Винницкий), после начала I Мировой войны перейменован в «Марсель» (владелец Вайнблат), «Малинские номера» (владелец Хаим Дужжовский), гостиница «Гранд-Отель».
В доме №1 по ул. Купальной находился трактир Любанского.
В наше время - многоквартирный дом.
Современное фото Виктора Маркова.
Владеть винокурными заводами или питейными заведениями мог теперь любой желающий, при условии оплаты установленных сумм в местном акцизном отделении. Откупщики стали повышать цены от 3 – 3,5 до 8 – 10 рублей за ведро водки при себестоимости ведра водки в 40 – 45 копеек. В месте с тем в кабаки и корчмы стало поступать недоброкачественное зелье.
В начале ХХ столетия капитализм в Российской империи развивался необычайно стремительно. Не отставал от этого развития и Радомысль. В городе на протяжении первого десятилетия были построены десятки предприятий. Как грибы после дождя появляются фабрики, заводы - железной, пищевой и текстильной промышленности. С точки зрения масштабов современного строительства – это были мелкие предприятия, но все же убежденным фактом было их появление и развитие. Как следствие в городе Радомысле стремительно увеличивалось население. По официальным данным в 1910 году в Радомысле проживало 15338 жителей.
В начале ХХ столетия капитализм в Российской империи развивался необычайно стремительно. Не отставал от этого развития и Радомысль. В городе на протяжении первого десятилетия были построены десятки предприятий. Как грибы после дождя появляются фабрики, заводы - железной, пищевой и текстильной промышленности. С точки зрения масштабов современного строительства – это были мелкие предприятия, но все же убежденным фактом было их появление и развитие. Как следствие в городе Радомысле стремительно увеличивалось население. По официальным данным в 1910 году в Радомысле проживало 15338 жителей.
За домом №11 по ул. Покровской находился ректификатный завод. В самом здании помещались склад готовой продукции и кантора завода.
Современное фото Сергея Галицкого.
Монополия на торговлю алкогольными напитками была введена 8 июня 1893 года. Суть закона состояла в том, что торговля водкой и очистка (ректификация) спирта была сосредоточена в руках казны (государства). В 1900 году в Радомысле был открыт ректификатный завод, где производили очистку спирта определенной крепости и разливали в бутылки и вёдра. Завод находился на улице, которая имела название Русановско-Бульварный переулок, а в 1914 годупереименован в Покровскую улицу. Это название она носит и ныне. Здесь же находился склад готовой продукции, который обеспечивал товаром все магазины и питейные заведения Радомысля и частично уезда. Заведовал винным складом Феодосий Романович Кмитович. Помощником служил Лавр Агафонович Шевченко. На винокурном заводе работало 40 человек. ВсВсего в Радомысльском уезде было 19 винокурных заводов. На этих заводах выпускалось сотни тысяч вёдер водки. Пьянство народа в то предвоенное время, как впрочем и сегодня, угрожало национальной безопасности.В 1906 году на Мыкгороде братья Игнат и Франц Альбрехты построили пивоваренный паровой завод «Пильзень»,с паровым двигателем в 18 л.с.. Владельцы завода Я.В. Вольшан, А.Г. Тайферт. На заводе работало 60 человек. Добрая и хорошая слава радомысльского пива распространялась на всю округу. Следует отметить, что жители Радомысля и уезда были патриотами своего края и употребляли водку и пиво только местного разлива. В известном произведении Гете «Фауст» есть такое выражение: «Я патриот и пью все то, что родина дает». Ни в одной из газет «Радомыслянинъ» с 1 июня 1912 года по 29 апреля 1917 года не опубликовано ни одной рекламы радомысльського пива и радомысльськой водки. В наше время немецкая фирма «Мерседес» не рекламирует свои автомобили – качество гарантируется. Радомисльское пиво и водка, не нуждались в рекламе. Это был высококачественный товар, экологически чистый. Все знали – одно название «Радомысль» говорит обо всем – проверено временем.
Газета «Радомыслянинъ» №1 от 1 января 1914 года
(Российская Национальная библиотека г. Санкт-Петербург)
«Распродажа разных бессарабских вин, коньяку и рома со скидкой 30% с 20 декабря по 1 января 1914 года назначена в погребе Б.Ш. Целюка, г. Радомысль по Базарной площади, соб. дом.».
Впрочем влиятельные и обеспеченные лица употребляли в основном заморские напитки, также как и современные новоиспеченные бизнесмены и чиновники, которые, правда, делают это варварским способом - большего идиотизма, чем закусывать салом марочный коньяк, трудно представить.
Объявление в газете «Радомыслянинъ» № 30 августа 1912 год (Российская Национальная библиотека г. Санкт-Петербург )
«Господин Янц имеет честь уведомить, что им на днях получены все заграничные вины лучших сортов, также ром, французская водка, портер «Лондонский» и Рижской разливки, свежие голландские сельди, миноти, камбулы, швейцарськийЧестерский и Зеленые сыры, труфель, заграничная горчица, капорцы, оливки и другие пряности. Так же большой выбор Гаванских и Рижских сигар. Могу заверить: все отпущено хорошей доброты». В то далёкое время, как и сейчас, коммерческие дельцы рекламировали свои небезупречные товары,сильно завышая их достоинства, поэтому они в рекламах выглядят, намного лучше, чем в действительности. Каждый пьяница не просто пил «казенную водку», а укреплял бюджет города и государства. Горожане, как по-тогдашнему говорили – мещане, рабочие, селяне, подверженные зеленому змию, употребляли не только пиво и водку местного разлива, но и самогонку.Достаточно распространенным явленим, как и в наше время, было изготовление водки с большим размахом в домашних условиях. Вот что сообщает уездная газета «Радомыслянинь» № 3 06.01.1916 год.(Российская Национальная библиотека г. Санкт-Петербург)
«ХРОНИКА»
«Тайный винокуренный завод 5 января в 4 утра в селе Гута Потиевской уездный урядник А. А. Тувинский при участии пом. надзирателей Ф. А. Павшина и Боржниського при 4 конных стражниках разоблачили тайный винокуренный завод. Водка конфискована, завод описан и опечатан, задержаны чистосердечно признали тайное винокурение».
(Примечательна оперативность подачи информации в уездной газете «Радомыслянинь» сто лет назад – преступление раскрыто 5.01.1916 года, а газета уже на следующий день - 6.01.1916 г. напечатала об этом краткую заметку. В наш компьютерно-информационный век районная газета «Зоря Полессья», информацию о событиях в городе или районе, зачастую искаженную, освещает только через десять дней. Работникам редакции, говоря словами народной поговорки, «как до Китая пешком», до оперативности журналистики столетней давности).
Достаточно распространенным явлением в городе стало самогонная варка пива. В частности, Вадим Киплинг в областной газете «Эхо» приводит весьма интересный документ – рапорт пристава Радомысльского уезда на имя губернского полицейского начальника: «Довожу до Вашего сведения, что в Радомысле приняло угрожающие размеры самогонное варение пива с последующей несанкционированной продажей оного. Самогонное пиво, производимое в домашних условиях без надлежащего соблюдения санитарного состояния, вызывает заболевания у потребляющих его самые различные, вплоть до кишечных, расстройства и даже смерти от отравления. При производстве самогонного пива самогонщики используют даже помет мышей, а варится оно часто без соблюдения рецептуры и напоминает по вкусу не пиво, а обычную брагу. Полиция пытается контролировать несанкционированную продажу самогонного пива, и за последний месяц нами обнаружено и ликвидировано 7 домашних цехов, а 11 самогонщиков были привлечены к ответственности…».
Находились такие граждане, которые пили различные суррогаты и все то, что содержало спирт. К сожалению, для многих худо заканчивалось, печальное похмелье и многие оказывались в земской больнице.
Газета «Радомыслянинъ» № 164, 25 июля 1915 год.
(Российская Национальная библиотека г. Санкт-Петербург)
«ХРОНИКА»
«Надзиратель 2-го округа киевского акцизного управления уведомил Радомысльскую уездную земскую управу, что предписанием г-на управляющего акцизными сборами киевской губернии от 26 июня с.г. на акцизных надзирателей возложена обязанность представления сведений о случаях отравления опьяняющими суррогатами «политура, лак, одеколон, эфир и т.д.). В виду того, что больные, отравленные подобными суррогатами являются на излечении в земские больницы и обращаются за подачей помощи к земским врачам и фельдшерам, г-н Надзиратель 2-го округа просит Радомысльскую земскую управу сделать распоряжение об оказании содействия чинам акцизного надзора, которые будут обращаться за получением таких сведений к земским врачам, фельдшерам и в больницы».
В доме №3 по ул.Шевченка (бывшая Бульварная) находилась земская больница, работавшая с 1907 по 1928 гг. С 1928 по 1941 гг. - военкомат, во время войны – Городская управа оккупационного режима. Ныне многоквартирный дом - единственный в городе с сохранившейся балюстрадой. Фото Виталия Буряка.
Как видно, в тот период стремительного развития капитализма, когда рушились старые устои, как и не однократно впоследствии, пьянство на радомысльщине чрезвычайно усиливалось, но вместе с тем неизменно появлялись великие духом патриоты, встававшие на защиту народной нравственности и здоровья. Активную борьбу с пьянством и пропаганду трезвости среди прихожан проводила Православная Церковь. В городе Радомысле - благочинный протоиерей Петр Иоаннович Робаковский (соборная Святого Николая церковь), священник Константин Владимирович Случевский, священник Леонид Виконтович Загоровский (Троицкая церковь).
Христианская традиция трезвости чётко выражается словами апостола Павла: «Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает». (Рим. 14.21).
В 1910 году Священный Синод своим указом ввёл преподавание науки трезвости во всех церковно-приходских школах. А с 1914 года в школах Министерства народного просвещения предписывалось подавать учащимся старших классов курс гигиены, с обязательным включением сведений о вреде алкоголя, по одному часу еженедельно в течение года.
В доме №52 по ул. Малой Житомирской находилось Уездное Отделение Киевского Епархиального Училищного Совета. Дом принадлежал надворному советнику, главе городской управы Феодосию Константиновичу Гринцевичу, который сдавал дом в аренду Совету. После гражданской войны в этом здании находился Детский дом. В 60-е годы ХХв. - спортивная школа, дом детского творчества. В наше время располагается городская библиотека (заведующая К.И.Гарбаренко) и отделы книгохранения, книгокомплектации и обработки литературы районной библиотеки (З.В.Мазуркевич, В.И.Гнитецкая). Фото Павла Тужика.
В городе Радомысле находилось Уездное Отделение Киевского Епархиального Училищного Совета. В него входили: Председатель священник Леонид Викентьевич Загоровский. Постоянные члены: делопроизводитель – коллежский секретарь Евгений Иосифович Безвенглинский, – казначей священник Дмитрий Андреевич Буткевич, Оксин Павлович Шумовский, Николай Данилович Лихтянович (местечко Хабно), Федор Моисеевич Яворский(местечко Малин), Илларион Илларионович Покосовский (местечко Чернобыль). Почетные члены: надворный советник Сергей Васильевич Хамотин (местечко Чернобыль), надворный советник Феодосий Константинович Гринцевич (город Радомысль) Михаил Михайлович Миклухо-Маклай (местечко Малин), действительный статский советник Алексей Николаевич Полянский, коллежский советник Матвей Яковлевич Краковецкий (оба в городе Радомысле); князь Иван Петрович Трубецкой (село Оранное Горностайпольской волости); Владимир Евгеньевич Нечипоренко (город Сквира), к. в. Константин Петрович Григорович-Барский, генерал-майор Виктор Викторович барон Унгерн-Штернберг, надворный советник Никита Йовович Финицкий (все в Радомысле), священник Иван Погорелов (местечко Брусилов), Александр Михайлович Радолицкий (село Кухари), Модест Афанасьевич Коцюбинский (местечко Коростышев), Адам Семенович Барилович (местечко Коростышев), Дмитрий Трофимович Голядовский (г. Радомысль), Мировые Посредники Радомысльского Уезда Виктор Августович Угринович, Сергей Яковлевич Онищенко, Леонид Федорович Бородков, Петр Иванович Шваба, Уездный Врач Вениамин Евграфович Богомолов, Уездный Санитарный врач Петр Петрович Радаев; контролер 2-го Акцизного округа Петр Михайлович Якубовский, делопроизводитель Андрей Иванович Шевченко.
Печать Св. Николаевского Собора г. Радомысль.
Разумные и думающие люди не только выступали за трезвость против спаивания народа, но и подкрепляли свои слова практическими действиями. 28 апреля 1913 года в уездном городе Радомысле проведен первый торжественный праздник народной трезвости. О празднике сообщила уездная газета «Радомыслянинъ» № 50, 30 апреля 1913 год. (Российская Национальная библиотека г. Санкт-Петербург.
«Праздник народной трезвости в городе Радомысле»
«С благословения высокопреосвященнейшего Флавиана, митрополита Киевского и Галицкого, и в нашем городе Радомысле, по примеру других городов, местечек и сел Киевской губернии, 28 апреля устроен был первый торжественный праздник народной трезвости.
Свято-Николаевский собор г. Радомысль.
Почтовая открытка нач. ХХ века
Накануне, после всенощного бдения, совершенного в городских храмах наличными членами причта, при участии церковного певчего хора и массы молящихся, о.о. настоятелями храмов выяснено было народу великое значение и смысл устраиваемого впервые у нас праздника народной трезвости. Затем в 8 часов вечера 27-го апреля, согласно предложению благочинного 1-го корпуса протоиерея о. Петра Робаковского, городское духовенство вместе с клириками храма, представителями от прихожан и почетными лицами из горожан во главе с уездным исправщиком господином Завадским-Краснопольским, собрались в народной чайной для выработки краткой программы самого производства, причем постановили: придерживаться на сей случай примерной программы «Всероссийского праздника трезвости», пропечатанной в «Киевских епархиальных ведомостях».
28 апреля после поздней литургии, совершенной в Радомысльском Свято-Николаевском городском соборе торжественным образом, при участии всего клира отцом протоиереем П. Робаковским сказано было народу глубоко-прочувственное слово, в коем яркими штрихами обрисованы были все те бедствия и величайшее зло, которое у нас завелось на Святой Руси от чрезмерного употребления народом спиртных напитков; слушатели призывались затем проповедником объединиться в тесные кружки трезвенников, объявить бойкот алкоголю во всех его видах и составить «приходское братство трезвости».
В доме №1 по улице Малая Житомирская находилась Народная чайная.
Попечителем ее был надворный советник Никита Йовович Финицкий.
В советское время - просто чайная, с середины 60-х годов XX века – «ВЕРХНЯЯ СТОЛОВАЯ», в начале 90-х- бар «ОСКАР». С 2008 г. - Райффайзен Банк Аваль. Современное фото Руслана Литвиненко.
В 12 часов совершен был торжественный крестный ход к памятнику Царя-Освободителя, где духовенством при участии соединенного церковного хора и тысячной толпы богомольцев, совершено было молебствие с освящением воды, окроплением настоятелем собора верующих, провозглашением тремя о.о. диаконами обычных по чину многолетий и кратким благожелательным и соответственным торжеству словом со стороны старшего из священнослужителей – протоиерея О.П. Робаковского: «Праздник народной трезвости закончился у нас в Радомысле чтениями, предложенными вечером 28 апреля в народной чайной местным духовенством, собравшимся в массе толпам народа о вреде и гибельных действиях алкоголя, причем чтения сопровождались показыванием санитарным врачом П.П. Радаевым на экране аудитории теневых картин. Перед началом чтений, в промежутках и при окончании их исполнены были соборным хором совместно с публикой некоторые пасхальные песнопения. Наконец состоялось открытие «приходского братства трезвости», в члены коего записалось 100 человек, давших обет трезвости. От души пожелаем, чтобы эти новые воспитательные при церкви учреждения на почве родной исторической традиции, быстро наполнились членами, достигли желанных результатов и спасли в будущем нашу родину от пьянства, хулиганства, заедающей нас развращенности и озорства Л.Ш. ».
Инициалами Л.Ш. подписался здесь священник Лев Шулькевич, бывший настоятелем Преображенской церкви в местечке Хабно и переведенный в Свято-Николаевскую церковь. После смерти Петра Иоанновича Робаковского он был возведен в сан протоиерея и поставлен настоятелем Николаевского собора в Радомысле.
Это был праздник, которого раньше город не видел. Праздник удался. Как видно из описания праздника народной трезвости, много людей давали обеты воздержания от спиртного. Борьба с пьянством – это трудное дело, тяжелая кропотливая робота. С того далекого времени некоторые люди утверждают: «Что хорошие привычки удлиняют жизнь, а плохие – делают ее приятной». Это до тех пор пока сами не попадают в сети зеленого змея.
Наряду с православным трезвым движением набрала обороты государственная система противодействия алкоголизации народа повсеместным учреждением попечительств о народной трезвости. . Отрадно, что в числе активных тружеников на ниве православной трезвости были не только священники, но также чиновники, генералы, педагоги и врачи. В кон. ХIХ-нач. ХХ вв. начали возникать общества трезвого движения.
Высочайше учрежденный 20 декабря 1894 года Устав об этих попечительствах возлагал на них основную задачу «ограничение населения в крепких напитках». Уставом определялся и приоритетный способ ее движения – составление и распространение изданий разъясняющих вред от злоупотребления спиртным. Кроме выпуска антиалкогольной литературы, для отвлечения народа от пьянства планировалось проводить чтения, устраивать чайные, столовые, библиотеки, театры, гуляния. В городе Радомысле в конце ХІХ века сформировался Уездный Комитет Попечительства народной трезвости.
В доме № 6 по улице Присутственной находилось Радомысльское Уездное Дворянское собрание. Периодически заседал Уездный Комитет Попечительства
народной трезвости. Фото Павла Тужика.
«Уездный Комитет Попечительства народной трезвости»
«Председатель Комитета Радомысльский Уездный Предводитель Дворянства генерал-майор барон Виктор Виктороч Унгерн-Штернберг, настоятель Радомысльского Свято-Николаевского Собора протоиерей Петр Иванович Робаковский; Товарищ Прокурора по Радомысльскому уезду ..., Радомысльский Уездный Воинский Начальник полковник Василий Иванович Богданов, Радомысльский Городской Голова надворный советник Феодосий Константинович Гринцевич, Радомысльский уездный исправник Аполлинарий Николаевич Сольский, штатный смотритель Радомысльского 2-х классного училища надворный советник Никита Йовович Финицкий, он же попечитель Радомысльской народной чайной, Податные инспектора Радомысльского уезда надворный советник Михаил Владимирович Лермонтов, Юлтус Иванович Крюгер, Роберт Карлович Арнольд, Мировые Посредники Радомысльского уезда Виктор Августович Угринович, Сергей Яковлевич Онищенко, Леонид Федорович Бородков, Петр Иванович Шваба, Радомысльский уездный врач Вениамин Евграфович Богомолов, Уездный санитарный врач Петр Петрович Радаев, контролер 2-го акцизного округа Петр Михайлович Якубовский и делопроизводитель комитета Андрей Иванович Шевченко».
С конца ХIХ века в уездном городе Радомысле Местный Комитет Попечительства о народной трезвости устраивал в зале Съезда мировых судей (ныне Школа №5) вокально-музыкальные вечера для пополнения средств на свою деятельность. Местные и киевские артисты активно принимали участие в вечерах. В Радомышльском народном краеведческом музее сохранилась рекламная афиша одного из вокально-музыкальных вечеров, который состоялся 25 февраля 1899 года.
Афиша Радомысльского Местного Комитета попечительства народной трезвости.
(Народно-краеведческий музей г.Радомышль)
Фото Людмилы Литвиненко
В тексте афиши сообщается: «Для усиления средств Местного Комитета Народной Трезвости в зале съезда мировых судей устраивают музыкальный вечер при благосклонном участии Госпожъ М.М. Христиани, Н.К. Каттани, А.Ф. Лаурсон, А.Н. Соколовской. Господ В.В.Пилипенко, М.Н. Лавровскаго, Н.А. Лаурсон, А.А. Хмельницкаго, В.П. Эртель и других, а также хора и оркестра из крестьянских мальчиков села Заболотья Радомысльського уезда.
Программа
Отделение I
б) Хорватская народная песня из сборника О. Славянской
в) Кантата из 17 октября 1888 года сочинение Д.М. Соловьева
исполняет хор и оркестр из крестьянских мальчиков села Заболотья Радомысльського уезда
2) Fest – Polonais сочинение Ф.Кюсена исполняет г. А.Ф. Лаурсон и г. Лаурсон
3) « И ночь и любовь и луна» романс Давыдова, исполняет М.М. Христиании
4) «Бурлак» сочинение Н.С. Никитина, исполняет В.П. Эртель
5) а) Ария из оперы «Демон» сочинение Рубинштейна
б) Эллегия сочинение Массене, исполняет В.В. Пилипенко.
6) «Andante» из скрипичного оркестра сочинение А.А. Хмельницкого, исполняет автор.
7) Сон монахини – сочинение Н. Якунина.
8) Трио – сочинение Чайковского, исполняет М.М. Лавровский.
9) «Снова как прежде» - сочинение Чайковского, исполняют Д-ц ы.
10) Марш Преображенского полка исполняет оркестр из крестьянских мальчиков села Заболотья.
В зале съезда мировых судей проходил музыкальный вечер.
В наше время спортивный зал (школа №5). Современное фото.
Отделение II
1) а) Кантата на день бракосочетания их Императорских Величеств – сочинение Гловача.
б) Сербская народная песня
в) Словацкая народная песня из собрания О. Славянской – исполняет хор крестьянских мальчиков села Заболотья.
2) Фантазии на малорусскую тему – сочинение А. А. Хмельницкого, исполняет автор .
3) а) Арии из оперы «Кармен» – сочинение Г. Бизе.
б) «Азра» - романс исполняет В.В. Пилипенко
4) Gesсhiсhten aus dem Wienerwald – сочингение Штрауса, исполняет госпожа А. Ф. Лаурсон, господин Н. А. Лаурсон
5) «Нищий» романс – сочинение Дерфельдта, исполняет М.М. Христиани
6) Грезы – исполняет В. П. Эртель
7) Малорусский романс – исполняет М.Н. Лавровский
8) Соло на корнете – исполняет господин Н. А. Лаурсон
9) Славянский марш - исполняет оркестр крестьянских мальчиков села Заболотья.
НАЧАЛО КОНЦЕРТА В 7 ½ ЧАСОВ ВЕЧЕРА
ЦЕНЫ МЕСТАМ ( с включением благотворительного сбора) :
1 ряд. 2р. 10 к.; 2 ряд 1р. 85 к.; 3 ряд 1р. 60к.; 4 ряд 1р. 35 к.; 6, 7 и 8 ряд 1р. 10к., 9,10 и 11 ряд 85 к.; 12, 13 и 14 ряд 55к.
На основании ВЫСОЧАЙШЕ УТВЕРЖНЕНОГО 5-го МАЯ 1892г. Мнения Государственного Совета и утвержденного 20 августа 1892 года правила взимания сборов с публичных зрелищ и увеселений, со всех билетов взимаемых дополнительный сбор уплачиваемый марками, в пользу учреждения ведомства Императрицы Марии, без коих билеты не действительны.
БИНИФИЦИИ ПРИНИМАЮТСЯ С БЛАГОДАРНОСТЬЮ.
Билеты можно заблаговременно получать в Дворянском доме у Делопроизводителя Попечительства К.И. Герасимова, а в день концерта при входе в зал. Радомысльская типография А. Мажбица печ. раз. за Радом. уезд Исправ. Помощник его Миронович 1899 г.».
Когда смотришь на старую афишу, думается, что прекрасное искусство занимать и очаровывать публику отошло в область предания вместе со многими неизвестными нашему поколению вещами. В самом деле, если у нас еще осталось некоторое подобие театрального искусства, то это потому, в помещении бывшего кинотеатра в городе Радомышле в 2015 году был поставлен спектакль «Фараоны», а в 2016 году спектакль « За двумя зайцами» (режиссер О.Д. Есипенко). Книги и картины всегда переживают своих авторов. Концерты и спектакли - в худшем положении. Они не долговечны. Эта афиша – достояние Радомышльского Народно-краеведческого музея – видимый след в истории радомысльской культуры.
Не обходилось без курьезных случаев, связанных с водкой, сообщает газета «Радомыслянинъ» №1, 1 июня 1912 г. (Российская Национальная библиотека г. Санкт-Петербург)
«Судебная хроника»
«В камере г. мирового судьи 3 участка в Радомысле недавно рассматривалось довольно характерное дело по обвинению крестьянином Мартынюком жены священника госпожи З. в оскорблении. Мартынюк, сопутствуемый кумовьями, пришел к священнику окрестить своего новорожденного ребенка. «По обычаю» они принесли батюшке хлеб, четвертак и бутылку водки, и поставили на стол. Кумовья выпили по рюмке, по обычаю остальная водка с посудой должна была остаться в распоряжении батюшки. Между тем, минуя «обычай», Мартынюк спокойным образом бутылку с остальной водкой спрятал себе в карман. «Матушка» нашла, что это «непорядок». Сильно вскипев, она «ляпнула» по адресу крестьянина, что так поступают только воры. Чувствуя себя крайне обиженным, Мартынюк подал в суд. Чтобы замять дело, матушка предложила обвинителю «за обиду» 20 руб. Но обиженный остался непоколебим. Судьи матушку оштрафовали в 15 рублей, а при несостоятельности – к аресту на пять дней»
Впрочем, водка была причиной не только трагикомических случаев, но преступлений и даже трагедий.
Газета «Радомыслянинъ» №36 29 августа 1912 год
(Российская Национальная библиотека г. Санкт-Петербург)
«Внезапно умерла Пелагея Дородкова, которая отравилась спиртным, в тот же день с квартиры Зейлика Потиевского украли штаны и жилетку».
Газета «Радомыслянинъ» №18, июнь, 1912 год
(Российская Национальная библиотека г. Санкт-Петербург)
«Происшествия. Покушение на самоубийство»
«Вчера покушался на самоубийство выстрелом в висок писарь землеустроительной комиссии Исидор Максимович Молодык 27-ми лет. Что толкнуло его на самоубийство – достоверно не известно. Он оставил две записки, в одной просит никого в своей смерти не винить, в другой пытается мотивировать свой поступок. Разочаровался в жизни, раньше был утешитель – водка, но и она перестала меня удовлетворять, и я решился покончить с собой.»
Газета «Радомыслянинъ» № 7, январь 1913 год
(Народно-краеведческий музей, г. Радомышль).
(Народно-краеведческий музей, г. Радомышль).
«КИЕВСКИЕ ЗАМЕТКИ»
«Подводя итоги праздников. Семейные драмы, самоубийства.
В доме № 2 по Большой Кудрявской Рудковский затеял спор со своей женой и в пылу ссоры схватил столовый нож, ударил ее в грудь. В тяжелом состоянии раненая отправлена в больницу.
Подобный случай произошел в семье П. Осипенкова. Вернувшись домой в пьяном виде, муж раскроил голову жене каким-то тяжелым предметом. Положение раненой серьезное.»
В то время медицина не достигла того уровня, чтобы определить, что алкоголизм – это болезнь, довольно страшная. И не было, как в наше время, врачей наркологов и психиатров. Люди веками пытались бороться с этой болезнью различными народными методами. В основном обращались к знахаркам и различным целителям. Вообще к знахаркам в то время обращались по любому поводу. Многие пытались лечиться чудодейственными настойками.
Газета «Радомыслянинъ» № 99, воскресенье, 25 августа, 1913 год (Народно-краеведческий музей, г. Радомышль).
«Какое это счастье – может знать только семья алкоголика, а в нашей семье было двое: отец и старший брат. Спасибо доброму человеку, посоветовавшему дать им «Ситровин-Эмбрей». Мы купили в аптекарском магазине коробку и глазам своим не верили. Оба бросили пить. Теперь прошло 3 месяца и у обоих нет ни малейшего позыва к вину. Такое дешевое средство оказалось самым полезным. Но нужно требовать настоящий «Ситровин-Эмбрей».
Это заметка в газете «Радомыслянинъ» своего рода реклама чудодейственного лекарства. Сто лет назад были такие же шарлатаны, как и сейчас, которые наживались на людском горе. Правда, сейчас придумали более изощренный метод – кодирование от алкоголя. Если бы лекарство «Ситровин-Эмбрей» действительно помогало, то не только в городе Радомысле, но и во всем мире не осталось бы ни одного пьяницы.
Любопытна еще одна заметка из газеты «Радомыслянинъ» № 43, 9 сентября 1912 г. (Национальная библиотека Украины им. В.И. Вернадского)
«Местная хроника»
«Монополька»*
«Опубликована ведомость главного управления неокладных сборов и казенной продажи питей о количествах потребной посуды для вина на 1913 г. Впереди всех идет Москва, куда требуется бутылей по ¼ ведра 88 тысяч, по 1/20 – 485 тысяч, по 1/40 – 3.910 тысяч и по 1/100 – 3.400 тысяч. За Москвой следует Харьков, далее идут Киев, Вильна, Подолия, Минск. Киевской губернии совершенно не требуется соток, очевидно хохлы не уважают малой посуды (заметка, напоминаю, напечатана в газете «Радомыслянинъ» редактором радомыслянином же, а не москвичем или петербуржцем – авт.). Нет соток также в Бессарабии и Царстве Польском. В воронежскую и вятскую губернии идут только сороковки, в архангельскую губернию только четвертныя и двадцатки».
* «Монополькой» в народе называли казенную водку (из-за государственной монополии на ее производство, отсюда же и наше «казенка»). В Радомышле вплоть до начала 90-х годов ХХ в. употребляли для казенной водки название «монополька».
Во время I мировой войны, с 19 июня 1914 года по указу императора Николая II торговля алкогольными изделиями была запрещена. В конце августа запрет продлен на все время войны. Не обошлось, конечно, без эксцессов и сопротивления исполнению указа. Поначалу запрет вызвал с непривычки бурную реакцию некоторой части населения. К примеру, уже ровно через месяц после издания указа - 19 июля 1914 г в Радомысле мобилизованные в уезде солдаты в поисках водки разгромили 13 бакалейных и винных лавок, в основном на Торговой площади (сейчас Соборная площадь). А до 22 июля во всем уезде разграблено около 50-ти лавок и винных складов, на которых хранилось запрещенное к продаже, но еще не уничтоженное спиртное, вследствие чего нанесен убыток в 70.680 руб. В волостном селе Вышевичи ожидающими отправки на фронт солдатами был разгромлен винокурный завод Герасимова (выпускавший до войны 40 тыс. ведер 40о-й водки), отчего ему нанесены убытки в 25 тыс. руб. Следствием пьяного солдатского разгула в Радомысльском уезде стал разгром 25-ти помещицких усадеб с нанесением ущерба 67.275 руб. Мобилизованные радомысльские солдаты действовали по принципу: « Лучше пить халявную водку, чем воевать». Но в целом с годами указ о запрете торговли спиртными напитками дал весьма значительные положительные результаты.
Газета «Радомыслянинъ» 30 декабря 1914 год(Российская Национальная библиотека г. Санкт-Петербург)
«25 декабря состоялся праздник Рождества, который прошел очень мирно и спокойно. На улицах города наблюдалось полное отсутствие праздничных гуляний, нет водки и не наблюдается, как обычно; те последствия, какие она вызывает».
О том, какое благотворное влияние на все стороны жизни народа и государства оказал этот закон, говорит объективная научная литература. Достаточно упомянуть о том, что резко снизилась преступность, а также количество пьяниц и психических больных. На производстве уже через год производительность труда повысилась на 9 – 13 %, прогулы снизились на 30 – 40 %. В сберегательные кассы потекли крупные суммы денег. «Сухой закон» получил поддержку у 84% населения. Последний русский царь, ныне прославленный в лике святых, принял решение навсегда воспретить в России казенную продажу водки. Однако после Октябрьского переворота 1917 года «Сухой закон» просуществовал недолго и был отменен большевистскими властями в 1925 году. С того времени в советское время, пользовался огромной популярностью афоризм: «Ты не бойся пьяница носа своего, он ведь с нашим знаменем цвета одного».
Александр Пирогов
г. Радомышль
Фото из архива автора.
Автор сердечно благодарит за высокую гражданскую позицию и моральную поддержку, в подготовке этого исторического материала: директора школы №5 Бугай Александра Васильевича, завуча Чудовскую Ларису Валериевну, преподавателя информатики Казадаеву Ольгу Сергеевну, учениц 11 класса Мычку Лидию Мартиновну, Коток Викторию Викторовну.
Немає коментарів:
Дописати коментар