неділю, 3 січня 2016 р.

ГАЗЕТА «РАДОМЫСЛЯНИНЪ» №1

1 января 1914 год

 3-й год издания


В состав Киевской губернии Российской империи город Радомысль вошел в 1797 году. Информационная потребность этого региона была вызвана удовлетворить периодическая пресса, что начинала развиваться в начале ХХ века. 

Уездная газета «Радомыслянинъ» выходила трижды в неделю (с 1 июня 1912 – 1913 №120, с 1915 – 1917 ежедневно).

Газета была частной, владельцем и редактором был Х.М. Фельдман, печаталась в типографии И.А. Пекаря, г. Радомысль, ул. Большая Житомирская, дом Вахера. Просматривается и такая закономерность: чем динамичней развивался город Радомысль и уезд, тем больший интерес проявляет общество к разнообразным реалиям жизни – экономике, науке, просвещению, культуре, не говоря уже про важные составляющие какого-либо общества – политику и всего того, что с ней связано, тем больше появляется различной информации. Без сомнения можно отметить, что газета была универсальной и массовой, влиятельной и успешной. Потому что из страниц издания местные жители получали всестороннюю, оперативную, своевременную информацию о всех сферах жизни города Радомысля и уезда, а также Киевской губернии и других городов Российской империи. 

Универсальность издания газеты «Радомыслянинъ» отмечается всесторонностью, объективностью в изложении событий и фактов. В подзаголовке отмечалось: «Внепартийная общественно-литературная газета». Новогодний выпуск газеты «Радомыслянинъ» №1, 1 января 1914 года был выпущен на шести листах.
Новогодняя газета «Радомыслянинъ» №1, 1 января 1914 года. Хранится, как и все подшивки
газет «Радомыслянинъ» за 1912-1917 гг. в Национальной исторической библиотеке города Санкт-Петербурга, Россия.
На первой странице газеты реклама издания на 1914 год, в ней указывается: «Открыта подписка на 1914 год. На внепартийную, общественно-литературную газету «Радомыслянинъ», выходящую в г. Радомысле три раза в неделю. Обслуживая такой большой район, как Радомысльский и смежные уезды Киевской губернии, газета по мере возможностей освещает выдающиеся факты местной жизни. В газете помещаются: статьи по политическим, общественным и научным вопросам, телеграммы, отдел местной хроники, промышленно-экономическая жизнь провинции (собственные корреспонденты во всех центрах уезда), выдающиеся факты русской и заграничной жизни, фельетоны литературные и злободневные, театральная и судебная хроника, оригинальные и переводные романы и рассказы

В рекламе газеты сообщается, где можно подписаться на газету «Радомыслянинъ» на 1914 год. В Радомысле в конторе редакции, Соборная площадь, в типографии И.А. Пекаря, в правлении О-ва Взаимного Кредита, в Правлении 2-го Ссудно-Сберегательного Т-ва, в мануфактурном магазине «Бр. Шмульзон». В Малине: в правлении Малинского Ссудо-Сберегательного Т-ва, у т. Малинского. В Коростышеве: в правлении Кассы Взаимопомощи. В Брусилове: у И. Эльгорта. В Иванкове у Блогородского. В Рожеве: у Саталовского. В Ходоркове: у И. Столбуна. Также указываются подписные, довольно дешевые цены. И странно разнящиеся цены для местных и не местных, возможно за доставку.
Подписная цена:

В городена 1 годна 6 мес.на 3 мес.на 1 мес.
3 р.1 р. 50 к.75 к.25 к.
иногородних3 р. 60 к.1 р. 80 к.90 к.30 к.


На первой странице местные различные рекламные объявления, которые могли заинтересовать радомыслян. Гараж А. Иванковского. Радомысль, ул. Б. Житомирская, соб. дом. Автомобильное сообщение между Радомыслем и Иршой. Вольной почтой І. Любарского г. Радомысль, Б–Жит. ул., соб. д. рядом с кондитерской В. Подковинского. Отпускаются лошади на ст. Иршу и обратно по самым дешевым ценам: по 50 коп. за место, а в фаэтоне по 1 рублю. Специальная подвода 3 рубля. Кроме того, отпускаются лошади по всей местности по самым дешевым ценам. Контора ставит своей целью вежливое отношение к публике, ямщикам конторы строжайше приказано обращаться с пассажирами вежливо, следить за своими обязанностями.

Фруктовая торговля. Герша Айзенберга.

Соборная площадь рядом с будкой провизора В.А. Матковского. Фирма существует с 1890 года. Большой выбор крымских, бессарабских яблок, груш, винограда и конфет разных марок.

Розничная продажа по оптовым ценам.

Распродажа разных бессарабских вин, коньяку и рома со скидкой 30 % с 20 декабря по 1 января 1914 года назначена в ренсковом погребе Б.Ш. Цалюка, г. Радомысль, по Базарной площади, соб. доме. 

Отдается большая светлая комната. Больничная, дом Барзама, кв. Лонгвинского.

Отдается в наем светлая комната заново отремонтированная с парад. ходом, меблированная в доме Б. Надгорного, по Александровской ул. где квартировал И. Шмульзон.
 
Правление Радомысльской Кассы Взаимопомощи лиц мужского пола просит желающих записаться в члены этой кассы, поспешите своими вступительными взносами в целях скорейшего развития операций О-ва. Взносы принимаются у председателя правления А. Рапопорта по Дворянской ул. в д. Л. Потиевского. 

Первоклассный обувный магазин М. Кушнирского. Радомысль. Б. Житомирская улица, собственный дом. 
Мужская, дамская и детская обувь. Полученная Петербургская обувь «Скороход». Галоши всех фирм.
На второй странице реклама на журналы: «Детский журнал для семьи и школы «Доброе утро» на 1914 г., на литературно-художественный семейный журнал «Женщина».)

Третья страница полностью посвящена сатире и юмористическим пожеланиям радомыслянам, в которых все-таки просматривается тоска, а некоторые пожелания и рассуждения актуальны и сегодня. Главное не терять надежды на все хорошее и лучшее в любой Новый год.

Новогоднее приветствие.

С Новым годом приветствуем вас, дорогие читатели! От всей души желаем вам в наступающем Новом Году и многих жизненных радостей. В частности родному городу Радомыслю пожелаем полнейшего благоустройства, с электрическим освещением, трамваем, проведенной железнодорожной веткой к ст. «Ирша», открытием публич. библиотеки и многих новых рассадников просвещения, изгоняющих тьму и невежество народное. Надеемся, что при дружной работе нам удастся достигнуть осуществления и проведения в жизнь того, что составляло предмет наших искренних пожеланий в течении многих уже лет.
Зимний Радомысль. Дом нотариуса Григорьева по 
ул. М. Житомирская напротив бывшего районного суда

Старая песня.

Еще один год канул в вечность, еще рой несбывшихся надежд и обманутых ожиданий промелькнул перед нами. И так изо дня в день, из года в год. В начале года мы всегда надеемся, что именно этот год принесет нечто новое на нашу тусклую жизнь, обновит ее, улучшит; а пройдет год и мы горько смеемся над своими прежними наивными упованиями, ибо снова попадаем в такое же положение, как Пушкинский старик:

Глядь: опять перед ним старуха
А перед нею разбитое корыто…

Разбитое корыто, разбитые мечты… Ах, как горько, как обидно становится при мысли, что все это пишется и говорится на ветер, что все эти надежды были пустыми, несбыточными мечтами. А ведь, когда мечтаешь, то все-таки хочется верить, хочется надеяться, что все это исполнится, что иначе и быть не может.

О чем только мы не мечтали год тому назад, в этот самый день! Как легко было думать, что вот пройдет год, один только год, и все изменится, долгожданное солнце засияет над нами. Мы надеялись, мы верили. И что же? Абсолютно ничего. Как было все, так и осталось. Правда, кое-что было достигнуто, но что это немногое значит в сравнении с остальным?
 
Мы не хотим прозябать, мы хотим жить (как актуальны эти слова сегодня, авт.). И не только хотим этого, но нам хочется, чтобы и другие тоже стали жить лучше. Но что же делать, если все наши старания, как о каменную стену, разбиваются об индифферентизм обывателя? Много еще нужно потратить стараний, чтобы вытащить обывателя из этой вечной спячки; много еще нужно иметь сил, чтобы заставить его коренным образом изменить свой взгляд на такие вещи, как газета, просвещение, культура. Мы бьемся изо всех сил, выбиваемся, а благодушествующий обыватель только мирно похрапывет в ответ на наши старания, придерживаясь мудрого изречения: «Больше спишь, меньше грешишь». 

Сколько, например, было сказано по поводу этой злосчастной железной дороги! Сколько раз мы твердили, что железная дорога необходима, что без нее жизнь города не может идти нормальным порядком, что ее отсутствие задерживает культурное развитие не только города. Но и всего края и прочее и прочее! Что ж? Обыватель только отмахнется, как от назойливого жужжания и промолвит: «Отстань, брат, надоело, никогда этого не было. Да и не будет никогда!» 

Да, надоело. Старая надоевшая песня. Грустной мелодией льется она, резким аккордом порою вдруг вспыхнет, тихо замрет. Пробудится опять, снова польется и снова утихнет. И только тот, кто чутко прислушивается к ней, может уловить в ней боль наболевшего сердца, тоску усталой души при виде этого медленно наступающего разрушения всего родного, гибели лучших надежд. И мы пишем для таких людей, которые способны понять нас, мы верим, мы знаем, что они оценят наши стремления, нашу посильную работу на благо родного города.

Мы не устаем повторять свою старую песню. Мы знаем, что дождемся того момента, когда эта скромная песня смело и свободно польется, когда она могучим аккордом зазвучит над всеми, это будет означать, что наши старания не прошли даром. И тогда мы вправе будем сказать: 

– Да, мы исполнили свой долг.
Хик. Экель
Дореволюционная новогодняя поздравительная
 открытка радомыслянину
Макаренко Тимофею Иосифовичу


Наши новогодние пожелания.

Радомыслю желаем обзавестись в самом близком будущем веткой «Радомысль – Нью-Йорк». 
Обществу взаимного кредита и Городскому общественному банку миллиардных оборотов. 
2-му ссудо-сбер. товариществу – раннего окончания общих собраний, чтобы члены Т-ва могли кричать «желаем, не желаем» ртом, а не носом.
Мужской гимназии – открытия параллельных классов. 
Женской гимназии – побольше платных учениц.
Высшему начальному училищу – быть преобразованным в высшее учебное заведение.
Еврейскому казенному училищу – получить медаль на предстоящей всемирной выставке за образцовый оркестр.
Домовладельцам не пугаться «Ирша – Радомысль» и не набавлять цен на квартиры.
Осадчему и К-о, владельцам будущего трамвая в Радомысле блестящих успехов.
Владельцу автомобильного сообщения между Радомыслем и Иршой успешной конкуренции с трамваем.
«Радомыслянину» – свежего фельетониста, который писал бы на тему «Радомысль – Нью-Йорк», а не «Радомысль – Ирша». 
Радомыслянам – воздушного сообщения с Иршой.

Кобзарь.
Поздравительная открытка учителю городского училища
 (ныне школа №3) Макаренко Тимофею Иосифовичу

Адресат указанной открытки проработал в городе Радомысле, Радомышле и сёлах района (Заболоть, Кочеров) 50 лет. За свою жизнь он выучил тысячи учеников. В наше время переименования улиц, хотелось бы, чтобы благодарные потомки не забыли его имени.

Когда появилась в России елка при праздновании Рождества?

В первый раз в Москве 95 лет тому назад, в 1817 году накануне Рождества, по желанию супруги великого князя Николая Павловича, великой княгини Александры Федоровны, зажигалась в Николаевском дворце (где 17-го февраля 1818 г. родился ее сын будущий царь освободитель, великий князь Александр Николаевич) германская рождественская елка, так быстро завоевавшая себе право гражданства по всей России у юного поколения. 

Еще до эпохи реформации в Германии, 24-го декабря, каждый дом устраивал у себя райское дерево, а по всей Западной Европе для народа происходили зрелища, имевшие отношение к этому дню. На этих уличных процессах изображались всегда Адам и Ева, а также можно было видеть змея и земное райское дерево. 

Ученые того времени пытались разрешить вопрос: к какой именно породе принадлежало райское дерево, плоды которого повели человека к грехопадению. В Шампаньи утверждали, что это – виноградная лоза, а в Германии и северной Европе признавали плоды этого дерева яблоками, но не только ради их заманчивого румянца, но и по поводу игры слов в латинском языке, на котором «малум» значит – зло, «е мадо» – с яблони. Таким образом яблоня сделалась чудесным символом истории человечества от Адама до Христа. Дерево со змеей давало плоды смерти. Дерево, сравниваемое с Христом, олицетворяло Самого Христа, несшего с Собою плоды жизни. За неимением «зеленой яблони» на Рождество в Германии стали считать райским деревом ель – діе Taннe, имевшее большое сходство с другим словом древнегерманского языка «дie Taнн», которое в средние века означало то же, что в Священном Писании называется Эдемом, т.е. сад-рай.

Смесь Любовь – болезнь.

Английский врач д-р Барет полагает, что любовь является болезнью и, притом, довольно серьезного характера: влюбленные становятся попросту жертвами особого отравления. Доказательством этому является тот факт, что влюбленные быстро бледнеют и худеют, нервная система оказывается потрясенной, работа сердца ускоренной и неравномерной. К этому надо прибавить почти постоянную потерю аппетита, к которой присоединяются и другие страдания в области пищеварения. Вполне обыкновенный симптом при любовном отравлении – бессонница. 

Исследования, произведенные д-ром Баретом, убедили его в том, что кровь влюбленного лица содержит чрезвычайно большое количество белых кровяных шариков; если против этого немедленно не принимаются меры, любовь легко может повести к нервным болезням.
– Короче говоря – заявляет доктор, – любовь есть такая же болезнь, как и все другие. Я смотрю на нее, как на отравление нервных центров; у молодых людей, впервые переживающих любовный кризис, это отравление сопровождается ненормальной деятельностью кровообращения.

Александр Пирогов
г. Радомышль
Фото из архива автора



Немає коментарів:

Дописати коментар