неділя, 12 січня 2020 р.

ПИТЕЙНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ РАДОМЫСЛЬСКОЙ ИСТОРИИ.



Официально Российская империя (в состав которой  входил и уездный город Радомысль.-Авт.)  считалась едва ли не «самым трезвым» европейским государством. В первой половине  XIX  века тут потребление алкоголя  на душу населения  в среднем составляло 2,7 л. (1841 год 10,8 л.), тогда как во Франции – 15,7, Дании 14,5,  Италии 12,3, Англии- 9,9, Германии – 8,5 , Австро-Венгрии 8,4 л.  Но если иметь в виду, что водку употребляла только треть населения, то немудрено, что по данным статистического комитета, на каждого  пьющего приходилось 2,25 ведра водки (1 ведро = 12л). В 1845 году в городе находилось три винные  лавки,  два трактира и одна корчма. Из книги Леонида Тимошенка «История села Потиевка в XIX-начале XX века», ученый рассказывает о жизни простых людей: «Жизнь - как жизнь. Делали добро, грешили и миряне, и священники (пьянство отца Ольшевского). А вот другой случай, когда потиевчаны Петр и Матрена лично, будучи пьяными, зимой потеряли в лесу двухмесячного ребенка. Но, что характерно, в отличие от наших дней, тогда, в 1846 году, пьяницы получили должное наказание их выпороли нагайками. Количество ударов определяла Киевская уголовное палата: Петру - 30 ударов; Матроне 20. Духовная власть, в свою очередь наказала: супруги Ольшевских должны отправиться на эпитимию в один из монастырей». Как  гласит народная  мудрость: «Какой  поп – такой  и приход». 

Почтовая открытка нач.  XX в.


В статистическом  описании  Киевской  губернии 1852 года, автор Киевский  губернатор  Фундуклей, указывает, что в Радомысле находилось  63  торговые  лавки, 2  трактира, 12 питейных  домов, т.е. шинков.
Еще в конце 1850-х крестьяне в Радомысльском уезде на сельских сходках клялись не употреблять спиртного, а самые решительные требовали закрыть все кабаки, что иногда служило причиной погромов. Народная  мудрость  говорит: «Народ не Тимошко - видит  немножко». Киевский губернатор, ощутив немалые потери для бюджета, специальным указом запретил эти антиалкогольные сходки. Нигде на Западе феодально-крепостнические отношения не сохранили таких чудовищных и уродливых  форм, как в Российской империи, где крепостное право  укоренилось. Во всей Европе  народ не был  так скован  произволом властей  и беспросветным  рабством. Сейчас кажется странным, но до 1863 года почти каждый гражданин Российской империи, мог быть публично как минимум выпорот.  Пороли детей родители, пороли крестьян помещики, пороли работников хозяева «малых предприятий» - мастерских, пороли солдат по приказу офицеров, пороли студентов  казаки, пороли по суду и без суда. Порка была узаконена. Царь Александр II в 1863 году издал указ об отмене телесных наказаний в Российской империи. Русский поэт, дворянин  Николай Некрасов, который остался в истории как защитник крепостных людей от произвола помещиков, писал в поэме «Кому на Руси жить хорошо»:

  Люди холопского звания -
Хуже псов иногда:
         Чем тяжелей наказания,
       Тем им милей господа.

Польская шляхта наших  предков называла презрительно быдлом, хлопами,  российские господа – холопами. Если по большому счету, многие  представители этих  народов и в наше время с высока унизительно относятся к украинцам, считают низшей расой во всех  отношениях. 
В 1846 году в Радомысле числилось 94 купца еврейской национальности. По ревизии 1847 г. в уезде имелись «еврейские общества»: Радомысльское – 2734 души, Коростышевское – 2657, в Малине было 300 дворов и проживало 2760 душ. Что касается города, многие десятилетия евреи вели торговлю в Радомысле   лесом и шерстью. Главным товаром в торговле были лошади, волы, коровы, козы, свиньи, а также хлеб, картофель, соль, мануфактура, сыромятная выделанная кожа, дёготь, мелкие кустарные изделия из чугуна, железа и дерева. В Радомысльском уезде пьянство среди населения стало распространяться после отмены в 1861 году крепостного права. С той поры в народном сознании сохранилось: «Вольному – воля, пьяному – рай». После отмены крепостного права в 1861 году количество евреев в Радомысле значительно увеличилось, которые начали энергично осваивать новые территории Радомысльского уезда.  Российский царь Александр ІІ определил места проживания подданных Российской империи иудейской веры. Так называемая «черта оседлости», запрещая вести евреям свои коммерческие дела в столицах Москве, Петербурге, Киеве. «Черта оседлости»: Бердичев, Житомир, Радомысль, Малин, Брусилов, Чернобыль. Именно в этих городах и местечках появились крупнейшие еврейские общины. «Черта оседлости» – это откровенная дискриминация.

 В доме №1 по ул. Купальной находился трактир Любанского.
 В наше время -  многоквартирный дом. Фото Виктора Маркова.

Но они умудрялись отыскать лазейки даже в запретительных полицейских циркулярах. И из тех, кто получал изредка в порядке исключения специальное разрешение, к примеру, навестить умирающего родственника, брата жены, постепенно складывались целые слободки в городах за чертой оседлости. И в эти слободки к умирающим родственникам ехали уже сотнями со всеми скарбом и своими представлениями о правопорядке. Православный  монах  Леонтий  Похилевич в своих исторических  исследованиях «Сказания о населенных  местностях Киевской  губернии» в 1864 году предвзято, из личной  неприязни, характеризует  евреев, как давних паразитов  нашего  края.  В отличие от южных областей Украины, в начале ХХ века в Радомысле не было зафиксировано ни одного еврейского погрома! В городе мирно уживались представители всех национальностей и вероисповеданий. Наверное, потому что люди не искали врагов среди тех, кто молится по-иному или ведет свои коммерческие дела намного удачливей. По статистическим данным в 1900 году, из 11271 жителей города 7999 были иудейской веры. В то далекое время в Радомысле укоренилась  поговорка : «Евреем можешь ты не быть, но по-еврейски жить обязан».   Евреи в городе и в Украине имеют общую и богатую историю.
Ситуация  в корне  изменилась, когда Российскую  империю считали «самым трезвым  государством  в Европе», когда с 1 января 1863 года все производство и продажа спиртного в Российской империи была освобождена от непосредственного государственного регулирования. Однако производители алкоголя отныне должны были выплачивать сравнительно небольшой акцизный налог. Владеть винокурными заводами или питейными заведениями мог теперь любой желающий, при условии оплаты установленных сумм в местном Радомысльском акцизном отделении. Откупщики стали повышать цены от 3 – 3,5 до 8 – 10 рублей за ведро водки при себестоимости ведра водки в 40 – 45 копеек. Вместе с тем в кабаки и корчмы стало поступать недоброкачественное зелье. Из описания Радомысля неизвестного старожила: «В 1863 году во время польского мятежа на Украине город Радомысль был на военном положении и окружён полком солдат, где ночью по кругу шла перекличка: «Слушай! Слушай!». Останавливали подводы и обыскивали их. Поляки ликовали по шинкам, вдали от города, в лесах и сёлах Крымка, Белки и др., где пели песни: «Еще вудка не скверняла, киды мы поемы, еще польска не згниела, киды мы жиемы!» А москаль под окном пел: «Еще водка не скверняла, то скверняты мусить. Еще чума не здушила, то москаль додушитъ!» Так продолжалось две недели. Мятеж был усмирён, а учасники мятежа, помещики, ксёндзы и польская шляхта, были арестованы, посажены в тюрьму и высланы в Сибирь, а имения их были конфискованы в казну». В Королевстве  Польском, входившем в состав царской Россий, борьба  польского народа за восстановление независимого польского  государства  вылилась в 1861-1863 гг. в вооруженное восстание. На Полесье происходили  польские  волнения и окрестности Радомысля были одним из центров  их действия. Для подавления их из  Киева были введены войска.
Царь Александр II подписал 14 мая 1874 года закон «О порядке разрешения на розничную торговлю крепкими напитками в поселениях, в пределах приусадебной оседлости, об ограничении прав евреев на торговлю спиртным и об устройстве постоялых дворов в городах». Впрочем, закон был направлен, скорее против евреев, чем против пьяниц. Теперь торговля алкоголем в Киевской губернии разрешалась только евреям – купцам 1-й гильдии, проживавшим  в городах  не менее пяти лет «в местах где разрешено им жить, причем исключительно в собственных домах». Радомысльская городская управа пошла еще дальше, и 11 сентября 1875 года утвердила решение, позволявшее открывать различные заведения торговли алкоголем только в домах, «застроенных со всех сторон, во всех других местах допускать открытие таких заведений не дальше, чем 40 саженей от полицейского поста». 15 мая 1885 года был утвержден очередной царский антиалкогольный закон, согласно которому разрешалось открывать один кабак на 500 человек. Однако надежды на то, что новые правила помогут борьбе с пьянством, не оправдались, количество питейных заведений только увеличивалось. 8 января 1886 года питейные заведения и вовсе ликвидировали. Распивочная торговля разрешалась только в заведениях «трактирного типа», находившихся не ближе чем за 40 саженей от храмов, монастырей и молитвенных  домов.
 В двухэтажном доме, что на фото слева находилась гостиница-ресторан «Гранд-Отель».
Фото П.Шуневича. Начало 60-х годов ХХ века.

Перед  домом №6  по ул. Б. Житомирская находилась гостиница-ресторан «Гранд-Отель», владелец Адольф Генрихович Тайферт. Самый престижный ресторан в городе, куда попасть было непросто. Так же А.Г. Тайферт владел рестораном в селе Кочеров. Недалеко от гостиницы находился магазин женской одежды. Подумать только, радомысльским  модницам  доставляли  товары из Варшавы. Сообщала газета «Радомыслянинъ» №32, пятница, 14 марта  1914 г. (Российская Национальная библиотека г. Санкт-Петербург): «Вниманию дам. С 12-го марта  в г. Радомысле открывается  салон  дамских шляп. Просят публику  зайти  посмотреть полученные из Варшавы модели. Б. Житомирская ул. рядом с гостиницей-рестораном Гранд-Отель.»   В советское время – буфет, на втором этаже отель. Двухэтажное здание снесли в середине  60-х годов XX века. Сейчас на  этом  месте многоквартирный  жилой  дом, аптека, отделение мобильного  оператора  «Киевстар». Так же был введен новый вид торговли  на вынос – «вёдерный», а городским думам предоставляли самим определять места розничной торговли спиртным. От тех, кто открывал магазин, трактир, корчму – требовалось оплатить патент. В городе Радомысле корчмами владели: Буйда, Гарбуз, трактирами: Абрам Йосифович Сагалов, Любанский. Питейные заведения находились, в основном, в центре города возле Торговой площади. Там можно было выпить водки на разлив, радомысльского пива и хорошо закусить. В том  далеком прошлом  укоренилась поговорка – до неба высоко, до царя далеко, а до кабака близко. Радомысльские кабаки прославились не только тем, что безудержно  пили водку, но и производством огромного количества контрафакта. Хозяева кабаков подделывали все: вино, чай, кофе и колбасы. Например колечко «кабацкой» колбасы стоило прилично, 2 копейки, но качество  оставляло желать лучшего: ее начиняли жилами, жиром и различными отбросами, а что бы замаскировать  запах, щедро добавляли соль и перец. Кабаки и трактиры многие посещали не столько покушать, как напиться. Среди добропорядочных людей считались злачными местами, напившись завсегдатаи устраивали драки, в пьяном угаре  могли раздеться и с пролетарской простотой ходить голыми по улицам или куролесить. Наш человек стремится  высоко но если падает, ниже низкого. Причины не в том, что кто-то хороший, а кто-то плохой. Сама жизнь  завязывала узлы. А время  было  суровое, нравы и люди тоже.  Господа, которые жили в центре города жаловались в губернские газеты, что процветает пьянство и безобразие жителей. Нужно отдать должное прессе тех  времен, литераторы тогда активно поднимали тему антисанитарии. В газете «Киевлянинъ» от 18 июня 1887 года (Национальная библиотека Украины им. В.И. Вернадского г. Киев) отмечали: «Радомысль… Печальное положение  этих бедняков обнаруживается еще более печально, если мы обратим  внимание  на то, что посуда, ложки, вилки в корчмах не перемываются, что по мнению городской санитарной комиссии, имеет, немаловажное  значение и является расспространением  в Радомысле различных болезней». В кабаках города водку пили из граненных стеклянных стаканов. А что касается граненого стакана, лет 20 назад журналистка одной из центральных газет Российской Федерации пустила «утку», что его придумали скульптор Вера Мухина и художник Малевич. Хотя стакан появился за 200 лет до них! А с Малевичем Вера Игнатьевна вообще не была знакома.
  Семейную реликвию, реликтовый вышитый рушнык, сохранил радомышлянин
Леонид Потапович Шкидченко. Фрагмент рушныка .Фото автора.

 В деревнях Лутовка, Мыкгород, Папирня, возле Глухова, находились сельские корчмы (кстати, недалеко  от  Глухова, на том  месте  где  находилась  корчма, несколько  лет назад «черные  археологи» откопали  глиняный кувшин заполненный золотыми и серебряными  монетами  царской  чеканки.-Авт). Интересно, что эти деревни административно подчинялись волостному селу Кичкири и к городу Радомыслю не имели ни какого отношения. В корчмах  продавали так называемые «заедки» - кренделя, такие твердые, как будто деревянные, посыпанные  солью. Сушеная рыба, тоже  очень  твердая, что  ее перед употреблением долго  били о дубовый стол. К слову радомысляне  со  стажем  знали все места, где  можно  дешево  пообедать  и позавтракать. Например, горячие щи и большой  кусок  мяса в трактире стоил  25 копеек. Многие  жители, в целях  экономии, не  ужинали, утоляя  вечерний  голод …десятком огурцов и краюхой  черного  хлеба. Такой пайок  стоил  от 10 копеек. Радомысльская городская управа во главе с Никодимом Арсентьевичем  Гарбаревым, 2 мая 1886 года запретила открывать трактирные заведения и кабаки на некоторых улицах центральной части  города Радомысля (Больничной,  Бульварной, Дворянской, Молитвенной, Малой Киевской, Набережной, Присутственной). Радомысльские участковые приставы получили «особый приказ» постоянно присматривать и принимать решительные меры, «что бы на улицах и площади города Радомысля ни под каким  видом не допускалось употребление вина и что бы виновные каждый раз мировым судьей привлекались к ответственности по 29 ст. Установления о наказании». Водочную монополию помещики своих заводов продавали по своему усмотрению частным лицам (шинкарям), а шинкари обманывали посетителей. Также большие барыши шинкари имели в виде развлечений простых людей, рабочих, кустарей, крестьян и других любителей горячительных напитков, какие приезжали в ярмарочные дни в г. Радомысль на Торговую площадь. Ярмарки в городе Радомысле проходили: 7 и 30 января, 9 мая, 6 августа, 15 сентября, 2 октября, 1 ноября, на 3-й день Святой Троицы и 7 ноября.

 В доме  №2  по ул. 9-го января (бывшая Большая Чернобыльская)  находилась   гостиница-ресторан «Малинские номера», владелец Хаим Дужжовский .
В советское время – Райпотребсоюз. Фото Марии Еременко

Забавно, что через десяток другой лет местные кабаки трансформировались в дорогие рестораны. Владельцы  ресторанов  купались в роскоши, годовой  доход составлял десятки  тысяч  рублей. Для  сравнения: корова или лошадь стоили  около  десяти  рублей.
Владельцы  ресторанов: «Малинские номера» (Хаим Дужжовский), «Берлин» (Мордух Ицпович Винницкий), после смены владельца -  переименован в «Марсель» (Вайнблат), «Гранд-Отель» (Aдольф Генрихович Тайферт), «Синяя птица» (владелец Жилинский). Газета «Радомыслянинъ» №7, январь  1914  г. (Народно-краеведческий  музей г. Радомышль) «Письмо  в редакцию. Ввиду закрытия  ресторана  Жилинского, иногородние  жители, приезжающие в  город  Радомысль, терпят  нужду в приличном  обеде. Следовалобы Совету  старшин местного  общественного  собрания  по  примеру  прежних  лет, гостеприимно  раскрыть  двери помещения  своего, дабы  в дневное  время публика  могла  утолить  свою  насущною  потребность и имела  возможность  у клубного  повара  пообедать, а то как-то странно:  город с водопроводом  и телефоном, без  ресторана, без  столовой. При прежних  старшинах (Д.О.Кишке и других) это явление не наблюдалось и приезжающая публика свободно  утоляла  свой  голод, получая  горячую  пищу, а не питались как нибудь  в сухомятку. Хорошим  мероприятием  и советом не  грех  следовать. Приезжий». Кто  подписался под псевдонимом «Приезжий» история  умалчивает. В ресторанах города в основном рассуждали о том, что селедку нельзя есть без водки, что двести грамм коньяка – творят чудеса. Мужчины в офицерских погонах пили, закусывали, пели «Боже царя храни». Местные и в основном приезжие, из губернского Киева и местечек Радомысльского уезда чиновники – веселились, разворовывая уездную казну и занимались тем, что  сегодня называем сексом, а тогда изысканно именовалось «амурными подвигами». Кстати, подвиги  были такими же как сегодня. Каждый любил то, что  соответствовало его порочной натуре. Стоит отметить, что питейные заведения  Радомысля  никогда  не  пустовали. С того далекого времени некоторые люди утверждают: «Что хорошие привычки удлиняют жизнь, а плохие – делают ее приятной». Это до тех пор пока сами не попадают в сети зеленого змия. Атмосферу ресторанов того далекого времени отчетливо передал Александр Блок в стихотворении «Незнакомка»:

По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окликами  пьяными
Весенний и плетворный дух.

И каждый вечер друг  единственный
В моем стакане отражен 
И влагой  терпкой и таинственной,
Как я, смирен и оглушен.

А рядом у соседних  столиков
Лакеи сонные  торчат,
И пьяницы с глазами кроликов
«In  vino veritas» кричат.
В моей душе  лежит  сокровище,
И ключ поручен только мне
Ты право, пьяное  чудовище!
Я знаю:  истина в вине.

 Жители уездного города Радомысля - в основном евреи.  Но пьяницы среди евреев в то время были большой редкостью. В еврейской общине если появлялся пьяница, считалось огромным горем для семьи. В то время постоянно  высказывалась мысль о том, что в спаивании православного населения больше всего виноваты «инородцы», то есть евреи, которые, дескать, наживаются за счет наивных пьющих славян. Эта позиция пользовалась успехом в шовинистических, черносотенных кругах. Но здравомыслящие люди чувствовали в ней изрядную натяжку. Еще в 1880-х годах писатель Николай Лесков в своих книге «Евреи в России» (Национальная Историческая библиотека Украины. г. Киев), отмечал несообразность подобного мнения со здравым смыслом: «Оказывается, что в великорусских губерниях, где евреи не живут, число судимых за пьянство, равно как и число преступлений, совершенных в пьяном виде, постоянно гораздо более, чем число таких же случаев в черте еврейской оседлости. То же самое представляют и цифры смертных случаев от опойства. Они в великороссийских губерниях чаще, чем за Днепром, Вилиею и Вислой. И так стало это не теперь, а точно так в истории было…». 

Реклама гостиницы «Марсель» в газете «Радомыслянинъ» 1 января 1914 года.

Большие беспорядки  связанные  с водкой происходили  на  сельских  ярмарках. Сообщала газета «Радомыслянинъ» № 66, 2 ноября 1912 г. (Российская Национальная библиотека г. Санкт-Петербург): «По вопросу  о  сельских  ярмарках… Сколько  я знаю  ярмарочных   селений, везьде в дни  ярмарки  возникли не  по самой  необходимости  последней,а всегда  в  следствии какого нибудь постороннего  обстоятельства: в одном  месте, например отдельными  личностями нужно было  утилизировать  свои  пустующие  постройки, в другом  плохо  торговали  питейные заведения (с. Заньки и тп). Раз возникло  подобное  обстоятельство, всегда  заинтересованное  лицо  разкошеливалось на «могорыч» и приговоры, необходимые  условия  для открытия  ярмарки  сыпались  как из рога  изобилия. Крестьяне  охотно  соглашаются  на  открытие  ярмарок.  С одной  стороны ярмарки  в  селениях  необходимы для збыта  продуктов  сельского хозяйства,  главным  образом  скота, но  ведь  другая  сторона  ярмарок  настолько  велика, что поглощает  всю  выгоду  от удобства  сбыта для крестьян. Вред  сельских  ярмарок  в том, что на  них  съежаются сельские массы больше  ради  любопытства, ради  развлачения, ибо в селе служит  трактир и ярмарка; выезжая на ярмарку  всякий  считает  долгом   выпить  изрядно и полакомится ярмарочными «лакотками»,  что  бьет  по  тощему  карману, затем по  выпивке – «море  по  колена» и начинаются  драки. В результате; потеря дня, материальный  убыток, и , главное, привычка  пить, глазеть, попусту шататся, воровство,  и тп. Нельзя сравнивать  сельские  ярмарки  с ярмарками Радомысльскими и местечковыми. В последних  ярмарки  благоустроены,  имеется надзор,  администрация. В селах же  вся  администрация – пьяный  сельский  староста и загнаный  служебным бременем  полицейский  урядник, пользующийся  ярмарками для  исполнения  бумаг  по  случаю  збора  окрестных  жителей. Поэтому  на  сельских  ярмарках  обкрадывают, обманывают, бьют, подкалывают и т.п.  Неудевительно  поэтому, что  вокруг  ярмарочных  селений развивается  конокрадство,  разбой.  Крестьянин.»   Кто  подписался  псевдонимом «Крестьянин»  история умалчивает. О бедности  в наших  краях неоднократно  писала уездная  газета «Радомыслянинъ». Причиной  обнищания крестьян  были  крошечные  наделы, с которых  невозможно  было  прокормиться. Например, в селе  Замиры, проживало 295 человек, главное занятие жителей - хлебопашество, на 80  дворов приходилось 1046 десятин  земли. Почти  треть  хозяйств  были  безлошадными. Урожайность же  была  очень  низкой, в  удачные  годы  рожь  и овес  собирались «сам – четверг», то есть на  пуд  посеянного  зерна получали  четыре  пуда,  один пуд  откладывали  на  будущий  посев,  три  пуда  чистого прибытку.  Да из этого  прибытку надо было  часть  продать,  чтобы  платить  налоги, покупать  то, что  не  могли произвести  сами.  Изучая историю Радомысля, можно  гораздо  больше узнать интересных моментов из газет «Радомыслянинъ».

Александр Пирогов
г. Радомышль
Фото из архива  автора
Автор сердечно  благодарит за  моральную  и материальную поддержку в поисках  радомышльской старины Владимира  Романовича Тетерского, Николая Станиславовича  Григоровича, Александра Михайловича Ткачука, Александра Васильевича  Бугай, Виталия Романовича Щавинского, отца Андрея (А.Спивак) с. Большая Рача.




Немає коментарів:

Дописати коментар