понеділок, 6 травня 2019 р.

ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ЗА ТРЕЗВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ


В начале ХХ столетия капитализм в Российской империи развивался необычайно стремительно. Не отставал от этого развития и Радомысль. В городе на протяжении первого десятилетия построены десятки предприятий. Как грибы после дождя появляются фабрики, заводы -железной, пищевой и текстильной промышленности. С точки зрения масштабов современного строительства – это были мелкие предприятия, но все же убежденным фактом было их появление и развитие. Как следствие в городе Радомысле стремительно увеличивалось население. Рождаемость в то время  превышала  смертность. Жители сел и деревень  уезда всеми  правдами и неправдами стремились  попасть (и попадали) в город. Основатель  великих  идей Карл  Маркс  утверждал: «Капитализм  вытащил жизни  крестьян  из  жуткой  сельской  местности». По официальным данным в 1913 году в Радомысле проживало 14586 жителей, из них: православных мужчин – 2810, женщин – 2222, евреев мужчин – 4983 и женщин – 5202. Всего жителей в уезде, без города Радомысля – 386758 человек, из них мужчин – 148502, женщин – 141790. Следует заметить, в тот период стремительного развития капитализма, когда рушились старые устои, как и не однократно впоследствии, пьянство на радомысльщине чрезвычайно усиливалось. В такой ситуации общество расслабляется. Кто-то уходит в депрессию, алкогольную зависимость. Отсюда рост грабежей, насилия и ужасных убийств.  Вместе с тем неизменно появлялись великие духом патриоты, встававшие на защиту народной нравственности и здоровья.


 Активную борьбу с пьянством и пропаганду трезвости среди прихожан проводила Православная Церковь. В городе Радомысле - священник Леонид Виконтович Загоровский (Троицкая церковь), благочинный протоиерей Петр Иоаннович Робаковский (соборная Святого Николая церковь), священник Константин Владимирович Случевский. О серьезной болезни которого сообщила газета  «Радомыслянинъ» № 16, январь 1913 год. (Российская Национальная библиотека г. Санкт-Петербург): «Нам передают, что бывший священник Радомысльского св. Николаевского  собора отец Константин Случевский (сын сенатора Случевского) тяжело заболел и отправлен в г. Киев для помещения в клинику. Положение отца Случевского признано врачами серьезным». В 1910 году Священный Синод своим указом ввёл преподавание науки трезвости во всех церковно-приходских школах. А с 1914 года в школах Министерства народного просвещения предписывалось подавать учащимся старших классов курс гигиены, с обязательным включением сведений о вреде алкоголя, по одному часу еженедельно в течение года.  Христианская традиция трезвости чётко выражается словами апостола Павла: «Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает». (Рим. 14.21).


В  доме №52 по ул. Малой Житомирской   находилось Уездное Отделение
 Киевского Епархиального Училищного Совета. Фото Павла Тужика.


         В городе Радомысле в  доме №52 по ул. Малой Житомирской   находилось Уездное Отделение Киевского Епархиального Училищного Совета. Дом принадлежал надворному советнику, главе городской управы Феодосию Константиновичу  Гринцевичу, который сдавал дом в аренду Совету. После гражданской войны в этом здании  находился Детский дом. В 60-е годы ХХв. - спортивная школа, дом детского творчества. В наше время располагается городская библиотека (заведующая К.И.Гарбаренко) и отделы книгохранения, книгокомплектации и обработки литературы районной библиотеки (З.В.Мазуркевич, В.И.Гнитецкая). В Совет Епархиального Училища входили: Председатель  священник Леонид Викентьевич Загоровский. Постоянные члены: делопроизводитель коллежский секретарь Евгений Иосифович Безвенглинский,казначей священник Дмитрий Андреевич Буткевич, Оксин Павлович Шумовский, Николай Данилович Лихтянович (местечко Хабно), Федор Моисеевич Яворский  (местечко Малин), Илларион Илларионович Покосовский (местечко Чернобыль). Почетные члены: надворный советник Сергей Васильевич Хамотин (местечко Чернобыль), надворный советник Феодосий Константинович Гринцевич (город Радомысль) Михаил Михайлович Миклухо-Маклай (местечко Малин), действительный статский советник Алексей Николаевич Полянский, коллежский советник Матвей Яковлевич Краковецкий (оба в городе Радомысле); князь Иван Петрович Трубецкой (село Оранное Горностайпольской волости); Владимир Евгеньевич Нечипоренко (город Сквира), к. в. Константин Петрович Григорович-Барский, генерал-майор Виктор Викторович барон Унгерн-Штернберг, надворный советник Никита Йовович Финицкий (все в Радомысле), священник Иван Погорелов (местечко Брусилов), Александр Михайлович Радолицкий (село Кухари), Модест Афанасьевич Коцюбинский (местечко Коростышев), Адам Семенович Барилович (местечко Коростышев), Дмитрий Трофимович Голядовский (г. Радомысль), Мировые Посредники Радомысльского Уезда: Виктор Августович Угринович, Сергей Яковлевич Онищенко, Леонид Федорович Бородков, Петр Иванович Шваба. Уездный Врач Вениамин Евграфович Богомолов, Уездный Санитарный врач Петр Петрович Радаев; контролер 2-го Акцизного округа Петр Михайлович Якубовский, делопроизводитель  Андрей Иванович Шевченко.

Бюджет Российской империи в 1914 г. был заложен доход от винной монополии в размере 1 млрд. руб. Деньги по тем временам были солидные, но  получались они за счет  человеческих жизней – с 1911 по 1913 гг. потребление водки выросло на 17%.  В истории Российской империи 1913 год был признан одним  из самых  пьяных. В прессе и в Государственной думе бюджет открыто  называли пьяным, а власть обвиняли в целенаправленном спаивании народа. Проблема потребления  алкоголя на самом деле стояла  очень остро. Финансовые потери от преступлений, травматизма и прогулов, связанных с пьянством, были  значительными. Но главное – пьянство начинало  угрожать здоровью нации и существованию российской  цивилизации.

В уездном городе Радомысле 28 апреля 1913 года проведен первый торжественный праздник народной трезвости. Странный день был выбран для проведения праздника  православной церковью и местными властями. Через два  дня 1 мая – Международный день солидарности трудящихся. В Радомысле по статистическим данным числилось 2000  рабочих, которые работали на фабриках, кожевных  заводах, многочисленных мастерских и типографиях. Наверное, что бы рабочие сдуру не напились и не устроили смуту в городе и на маевках в лесу. О празднике сообщила уездная  газета «Радомыслянинъ» № 50, 30 апреля 1913 год.  (Российская Национальная библиотека г. Санкт-Петербург).  Праздник народной трезвости в городе Радомысле: «С благословения высокопреосвященнейшего Флавиана, митрополита Киевского и Галицкого, и в нашем городе Радомысле, по примеру других городов, местечек и сел Киевской губернии, 28 апреля устроен был первый торжественный праздник народной трезвости. Накануне, после всенощного бдения, совершенного в городских храмах наличными членами причта, при участии церковного певчего хора и массы молящихся,  о.о. настоятелями храмов выяснено было народу великое значение и смысл устраиваемого впервые у нас праздника народной трезвости. Затем в 8 часов вечера 27-го апреля, согласно предложению благочинного 1-го корпуса протоиерея о. Петра Робаковского, городское духовенство вместе с клириками храма, представителями от прихожан и почетными лицами из горожан во главе с уездным исправщиком господином Завадским-Краснопольским, собрались в народной чайной для выработки краткой программы самого производства, причем постановили: придерживаться на сей случай примерной программы «Всероссийского праздника трезвости», пропечатанной в «Киевских епархиальных ведомостях». 28 апреля после поздней литургии, совершенной в Радомысльском Свято-Николаевском городском соборе  торжественным образом, при участии всего клира отцом протоиереем П. Робаковским сказано было народу глубоко-прочувственное слово, в коем яркими штрихами обрисованы были все те бедствия и величайшее зло, которое у нас завелось на Святой Руси от чрезмерного употребления народом спиртных напитков; слушатели призывались затем проповедником объединиться в тесные кружки трезвенников, объявить бойкот алкоголю во всех его видах и составить«приходское братство трезвости».



Свято-Николаевский собор г. Радомысль.
Почтовая открытка нач. ХХ века


В 12 часов совершен был торжественный крестный ход к памятнику Царя-Освободителя, где духовенством при участии соединенного церковного хора и тысячной толпы богомольцев, совершено было молебствие с освящением воды, окроплением настоятелем собора верующих, провозглашением тремя о.о. диаконами обычных по чину многолетий и кратким благожелательным и соответственным торжеству словом со стороны старшего из священнослужителей – протоиерея О.П. Робаковского: «Праздник народной трезвости закончился у нас в Радомысле чтениями, предложенными вечером 28 апреля в народной чайной местным духовенством, собравшимся в массе толпам народа о вреде и гибельных действиях алкоголя, причем чтения сопровождались показыванием санитарным врачом П.П. Радаевым на экране аудитории теневых картин. Перед началом чтений, в промежутках и при окончании их исполнены были соборным хором совместно с публикой некоторые пасхальные песнопения. Наконец состоялось открытие «приходского братства трезвости», в члены коего записалось 100 человек, давших обет трезвости. От души пожелаем, чтобы эти новые воспитательные при церкви учреждения на почве родной исторической традиции, быстро наполнились членами, достигли желанных результатов и спасли в будущем нашу родину от пьянства, хулиганства, заедающей нас развращенности и озорства Л.Ш. ».

 Инициалами Л.Ш. подписался здесь священник Лев Григорьевич Шулькевич,   бывший настоятелем Преображенской церкви в местечке Хабно (ныне Полесское) и  переведенный в Свято-Николаевскую церковь. После смерти Петра Иоанновича Робаковского он возведен в сан протоиерея и поставлен настоятелем Николаевского собора в Радомысле. По слогу литературного описания праздника, священник  Лев Шулькевич – безусловно образованный, талантливый  человек  для своего  времени, был твердо  убежден, что, пока жива  Вера  в народе, будет  жить и сам народ. Также состоял правоучителем и преподавал Закон Божий в мужской и женской гимназиях города. Лев Шулькевич сотрудничал с газетами: «Радомыслянинъ», «Радомысльский Листок Объявлений», «Взаимная Польза», «Киевский Епархиальные Ведомости». Входил в состав  редакционной комиссии газеты «Радомысльская газета» в 1917 году. По рассказам Валентины Дмитриевны Панченко (77 лет), которая проработала в «Сельхозтехнике» и «Сельхозхимии» десятки лет, ее дедушка Савелий и бабушка Мария Музычук содержали в Дворянском клубе диетическую столовую. В столовой на весь город Радомысль питались 16 человек.  Как утверждал Гипократ: «Пусть пища будет вашим лекарством, а не лекарство становилось вашей пищей». Бабушка доверительно рассказывала своей внучке о Дворянском клубе. Тогда была уникальная эпоха,  не жизнь, а сказка. Казалось, что нет лучше места в мире. Многие дворяне были молодыми людьми и надеялись, что эти маленькие радости будут им до самой старости.  Простым людям вход был запрещен. Даже Благочинный священник, протоирей Свято-Николаевского собора Лев Шулькевич заходил в Дворянский клуб с черного хода. Чтобы не дай Господь кто-то из посторонних его увидел. В подвале дедушка Савелий угощал священника радомысльским пивом. А какое вкусное то было пиво! Поражает порядочность священнослужителей той эпохи. Ведь в юности Льва выделяли за скромность и сдержанность. Например, Лев Николаевич не пропускал ни  одного поста. Правда, постился  знаменитый протоирей весьма оригинальным способом: ел бифштексы и пил пиво – ничего больше. Так он себя «здерживал».


 

Печать Свято- Николаевского Собора г. Радомысль.


Радомысльские люди… Они разные. Кто в трудную минуту безрассудно  поддается искушением Бахуса. Кто всегда и во всем почитает разум человеческий. Кто в час испытания за утешением и поддержкой обращается  к Богу. Вера и разум  не  противоречат друг  другу. Так бывало всегда, старшее поколение отличалось большей религиозностью, чем молодые. В то время жители Радомысля  и уезда были глубоко религиозны, серьезно относились к своей православной религии,  многие были  взволнованы  и потрясены.  Праздника  «народной трезвости»  раньше город не видел. Народу праздник пришелся по душе и стал горьким уроком для горожан. Люди в основной своей массе горячо поддержали идею всеобщей трезвости. Как видно из описания праздника народной трезвости и очень важно, что много людей давали клятвы воздержания от спиртного. Из цепких лап Бахуса  редко удается вырвать неприкаянную душу человека.  Борьба с пьянством – это трудное дело, тяжелый кропотливый, достаточно огромный объем роботы. Православная церковь  ни на день не прекращала свою войну с алкогольным злом на Радомысльськой земле.

Александр  Пирогов
г. Радомышль
Фото  из  архива  автора

Автор  сердечно  благодарен за моральную и материальную поддержку в поисках  радомышльськой  старины отца  Андрея (с. Большая Рача), отца  Владимира (с.Заньки), отца Сергия (с.Веприн).

Немає коментарів:

Дописати коментар