В начале ХХ столетия капитализм
в Российской империи развивался необычайно стремительно. Не отставал от этого
развития и Радомысль. В городе на
протяжении первого десятилетия построены десятки предприятий. Как грибы после
дождя появляются фабрики, заводы -железной, пищевой и текстильной
промышленности. С точки зрения масштабов современного строительства – это были
мелкие предприятия, но все же убежденным фактом было их появление и развитие. Как
следствие в городе Радомысле
стремительно увеличивалось население. Рождаемость в то время превышала
смертность. Жители сел и деревень
уезда всеми правдами и неправдами
стремились попасть (и попадали) в город.
Основатель великих идей Карл
Маркс утверждал: «Капитализм вытащил жизни
крестьян из жуткой
сельской местности». По
официальным данным в 1913 году в Радомысле
проживало 14586 жителей, из них: православных мужчин – 2810, женщин – 2222,
евреев мужчин – 4983 и женщин – 5202. Всего жителей в уезде, без города Радомысля – 386758 человек, из них
мужчин – 148502, женщин – 141790. Следует заметить, в тот период стремительного
развития капитализма, когда рушились старые устои, как и не однократно
впоследствии, пьянство на радомысльщине чрезвычайно усиливалось. В такой
ситуации общество расслабляется. Кто-то уходит в депрессию, алкогольную
зависимость. Отсюда рост грабежей, насилия и ужасных убийств. Вместе с тем неизменно появлялись великие
духом патриоты, встававшие на защиту народной нравственности и здоровья.
Активную борьбу с пьянством и пропаганду
трезвости среди прихожан проводила Православная Церковь. В городе Радомысле - священник Леонид
Виконтович Загоровский (Троицкая церковь), благочинный протоиерей Петр
Иоаннович Робаковский (соборная Святого Николая церковь), священник
Константин Владимирович Случевский. О серьезной болезни которого
сообщила газета «Радомыслянинъ» № 16, январь 1913 год. (Российская Национальная библиотека г. Санкт-Петербург): «Нам передают, что бывший священник
Радомысльского св. Николаевского собора
отец Константин Случевский (сын сенатора Случевского) тяжело заболел и
отправлен в г. Киев для помещения в клинику. Положение отца Случевского
признано врачами серьезным». В 1910 году Священный Синод своим указом ввёл
преподавание науки трезвости во всех церковно-приходских школах. А с 1914 года
в школах Министерства народного просвещения предписывалось подавать учащимся
старших классов курс гигиены, с обязательным включением сведений о вреде
алкоголя, по одному часу еженедельно в течение года. Христианская традиция
трезвости чётко выражается словами апостола
Павла: «Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, от чего
брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает». (Рим. 14.21).
В доме №52 по ул. Малой Житомирской находилось Уездное Отделение
Киевского Епархиального Училищного Совета.
Фото Павла Тужика.
В городе Радомысле
в доме №52 по ул. Малой Житомирской находилось
Уездное Отделение Киевского Епархиального Училищного Совета. Дом принадлежал надворному
советнику, главе городской управы Феодосию Константиновичу Гринцевичу, который сдавал дом в аренду
Совету. После гражданской войны в этом здании
находился Детский дом. В 60-е годы ХХв. - спортивная школа, дом детского
творчества. В наше время располагается городская библиотека (заведующая
К.И.Гарбаренко) и отделы книгохранения, книгокомплектации и обработки
литературы районной библиотеки (З.В.Мазуркевич, В.И.Гнитецкая). В Совет Епархиального
Училища входили: Председатель священник
Леонид Викентьевич Загоровский. Постоянные члены: делопроизводитель –
коллежский секретарь Евгений Иосифович Безвенглинский, – казначей священник
Дмитрий Андреевич Буткевич, Оксин Павлович Шумовский, Николай
Данилович Лихтянович (местечко Хабно), Федор Моисеевич Яворский (местечко Малин), Илларион Илларионович Покосовский
(местечко Чернобыль). Почетные члены: надворный советник Сергей Васильевич Хамотин
(местечко Чернобыль), надворный советник Феодосий Константинович Гринцевич (город
Радомысль) Михаил Михайлович Миклухо-Маклай (местечко Малин), действительный
статский советник Алексей Николаевич Полянский, коллежский советник
Матвей Яковлевич Краковецкий (оба в городе Радомысле); князь Иван Петрович Трубецкой (село Оранное
Горностайпольской волости); Владимир Евгеньевич Нечипоренко (город Сквира),
к. в. Константин Петрович Григорович-Барский, генерал-майор Виктор
Викторович барон Унгерн-Штернберг, надворный советник Никита Йовович Финицкий
(все в Радомысле), священник Иван Погорелов
(местечко Брусилов), Александр Михайлович Радолицкий (село Кухари),
Модест Афанасьевич Коцюбинский (местечко Коростышев), Адам Семенович Барилович
(местечко Коростышев), Дмитрий Трофимович Голядовский (г. Радомысль), Мировые Посредники
Радомысльского Уезда: Виктор Августович Угринович, Сергей Яковлевич Онищенко,
Леонид Федорович Бородков, Петр Иванович Шваба. Уездный Врач Вениамин Евграфович Богомолов,
Уездный Санитарный врач Петр Петрович Радаев;
контролер 2-го Акцизного округа Петр Михайлович Якубовский, делопроизводитель Андрей Иванович Шевченко.
Бюджет Российской империи в
1914 г. был заложен доход от винной монополии в размере 1 млрд. руб. Деньги по
тем временам были солидные, но
получались они за счет
человеческих жизней – с 1911 по 1913 гг. потребление водки выросло на
17%. В истории Российской империи 1913
год был признан одним из самых пьяных. В прессе и в Государственной думе
бюджет открыто называли пьяным, а власть
обвиняли в целенаправленном спаивании народа. Проблема потребления алкоголя на самом деле стояла очень остро. Финансовые потери от
преступлений, травматизма и прогулов, связанных с пьянством, были значительными. Но главное – пьянство
начинало угрожать здоровью нации и
существованию российской цивилизации.
В уездном городе Радомысле 28 апреля 1913 года проведен
первый торжественный праздник народной трезвости. Странный день был выбран для
проведения праздника православной
церковью и местными властями. Через два
дня 1 мая – Международный день солидарности трудящихся. В Радомысле по
статистическим данным числилось 2000
рабочих, которые работали на фабриках, кожевных заводах, многочисленных мастерских и
типографиях. Наверное, что бы рабочие сдуру не напились и не устроили смуту в
городе и на маевках в лесу. О празднике сообщила уездная газета «Радомыслянинъ» № 50, 30 апреля 1913 год. (Российская Национальная библиотека г.
Санкт-Петербург). Праздник
народной трезвости в городе Радомысле: «С благословения высокопреосвященнейшего Флавиана,
митрополита Киевского и Галицкого, и в нашем городе Радомысле, по примеру других городов, местечек и сел Киевской
губернии, 28 апреля устроен был первый торжественный праздник народной трезвости. Накануне, после
всенощного бдения, совершенного в городских храмах наличными членами причта,
при участии церковного певчего хора и массы молящихся, о.о. настоятелями храмов выяснено было народу
великое значение и смысл устраиваемого впервые у нас праздника народной
трезвости. Затем в 8 часов вечера 27-го
апреля, согласно предложению благочинного 1-го корпуса протоиерея о. Петра Робаковского,
городское духовенство вместе с клириками храма, представителями от прихожан и
почетными лицами из горожан во главе с уездным исправщиком господином Завадским-Краснопольским,
собрались в народной чайной для выработки краткой программы самого
производства, причем постановили: придерживаться на сей случай примерной
программы «Всероссийского праздника трезвости», пропечатанной в «Киевских
епархиальных ведомостях». 28 апреля после поздней литургии, совершенной в
Радомысльском Свято-Николаевском городском соборе торжественным образом, при участии всего клира отцом протоиереем П. Робаковским
сказано было народу глубоко-прочувственное слово, в коем яркими штрихами
обрисованы были все те бедствия и величайшее зло, которое у нас завелось на Святой Руси от чрезмерного употребления
народом спиртных напитков; слушатели призывались затем проповедником
объединиться в тесные кружки трезвенников, объявить бойкот алкоголю во всех его
видах и составить«приходское братство
трезвости».
Свято-Николаевский собор г. Радомысль.
Почтовая открытка нач. ХХ века
В 12 часов совершен был торжественный крестный
ход к памятнику Царя-Освободителя, где духовенством при участии соединенного
церковного хора и тысячной толпы богомольцев, совершено было молебствие с
освящением воды, окроплением настоятелем собора верующих, провозглашением тремя
о.о. диаконами обычных по чину многолетий и кратким благожелательным и
соответственным торжеству словом со стороны старшего из священнослужителей –
протоиерея О.П. Робаковского: «Праздник народной трезвости закончился у
нас в Радомысле чтениями,
предложенными вечером 28 апреля в народной чайной местным духовенством,
собравшимся в массе толпам народа о вреде и гибельных действиях алкоголя,
причем чтения сопровождались показыванием санитарным врачом П.П. Радаевым
на экране аудитории теневых картин. Перед началом чтений, в промежутках и при
окончании их исполнены были соборным хором совместно с публикой некоторые
пасхальные песнопения. Наконец состоялось открытие «приходского братства трезвости»,
в члены коего записалось 100 человек, давших обет трезвости. От души пожелаем,
чтобы эти новые воспитательные при церкви учреждения на почве родной исторической
традиции, быстро наполнились членами, достигли желанных результатов и спасли в
будущем нашу родину от пьянства, хулиганства, заедающей нас развращенности и
озорства Л.Ш. ».
Инициалами Л.Ш. подписался здесь
священник Лев Григорьевич Шулькевич, бывший настоятелем
Преображенской церкви в местечке Хабно (ныне
Полесское) и переведенный в Свято-Николаевскую церковь. После
смерти Петра Иоанновича Робаковского он возведен в сан протоиерея и поставлен
настоятелем Николаевского собора в Радомысле.
По слогу литературного описания праздника, священник Лев Шулькевич – безусловно образованный,
талантливый человек для своего
времени, был твердо убежден, что,
пока жива Вера в народе, будет жить и сам народ. Также состоял правоучителем
и преподавал Закон Божий в мужской и женской гимназиях города. Лев Шулькевич сотрудничал с газетами: «Радомыслянинъ»,
«Радомысльский Листок Объявлений», «Взаимная Польза», «Киевский Епархиальные
Ведомости». Входил в состав редакционной
комиссии газеты «Радомысльская газета» в 1917 году. По рассказам Валентины Дмитриевны Панченко (77 лет), которая проработала
в «Сельхозтехнике» и «Сельхозхимии» десятки лет, ее дедушка Савелий и бабушка
Мария Музычук содержали в Дворянском клубе диетическую столовую.
В столовой на весь город Радомысль
питались 16 человек. Как утверждал Гипократ: «Пусть пища будет вашим
лекарством, а не лекарство становилось вашей пищей». Бабушка доверительно
рассказывала своей внучке о Дворянском клубе. Тогда была уникальная эпоха, не жизнь, а сказка. Казалось, что нет лучше
места в мире. Многие дворяне были молодыми людьми и надеялись, что эти
маленькие радости будут им до самой старости.
Простым людям вход был запрещен. Даже Благочинный священник, протоирей Свято-Николаевского
собора Лев Шулькевич заходил в
Дворянский клуб с черного хода. Чтобы не дай Господь кто-то из посторонних его
увидел. В подвале дедушка Савелий угощал священника радомысльским пивом. А
какое вкусное то было пиво! Поражает порядочность священнослужителей той эпохи.
Ведь в юности Льва выделяли за скромность и сдержанность. Например, Лев
Николаевич не пропускал ни одного поста.
Правда, постился знаменитый протоирей
весьма оригинальным способом: ел бифштексы и пил пиво – ничего больше. Так он
себя «здерживал».
Печать Свято- Николаевского
Собора г. Радомысль.
Радомысльские люди… Они разные.
Кто в трудную минуту безрассудно
поддается искушением Бахуса. Кто всегда и во всем почитает разум
человеческий. Кто в час испытания за утешением и поддержкой обращается к Богу. Вера и разум не
противоречат друг другу. Так
бывало всегда, старшее поколение отличалось большей религиозностью, чем
молодые. В то время жители Радомысля и
уезда были глубоко религиозны, серьезно относились к своей православной
религии, многие были взволнованы
и потрясены. Праздника «народной трезвости» раньше город не видел. Народу праздник пришелся
по душе и стал горьким уроком для горожан. Люди в основной своей массе горячо поддержали
идею всеобщей трезвости. Как видно из описания праздника народной трезвости и
очень важно, что много людей давали клятвы воздержания
от спиртного. Из цепких лап Бахуса
редко удается вырвать неприкаянную душу человека. Борьба с пьянством – это трудное дело,
тяжелый кропотливый, достаточно огромный объем роботы. Православная
церковь ни на день не прекращала свою
войну с алкогольным злом на Радомысльськой земле.
Александр Пирогов
г.
Радомышль
Фото из
архива автора
Автор сердечно
благодарен за моральную и материальную поддержку в поисках радомышльськой старины отца
Андрея (с. Большая Рача), отца
Владимира (с.Заньки), отца Сергия (с.Веприн).
Немає коментарів:
Дописати коментар