середу, 23 вересня 2020 р.

НАРОДНАЯ ЧАЙНАЯ В РАДОМЫСЛЕ

Пьянство народа в то предвоенное время, как впрочем и сегодня, угрожало национальной безопасности. Разумные и  трезво думающие люди не только выступали против спаивания народа, но и подкрепляли свои слова практическими действиями. Лозунг «За трезвый образ жизни» среди радомысльской элиты довольно популярен, да и простой  народ как вроде не против. Сторонники здорового образа  жизни устраивали  костюмированные балы-маскарады, любители  спорта  осваивали новомодный  тогда  велосипед, атлетизм по  системе «Сокол» (включало бодибилдинг, приемы рукопашного  боя, фехтование и гимнастику),  а также… футбол. Современники  описывают жизнь  в то время как исключительно  серую, скудную, унылую и полную  лишений и страха.  В бытовой жизни старого Радомысля то и дело, встречались резкие контрасты, противоречия. Рядом с блеском и роскошью – грязь и нищета, рядом с высокой культурой и безусловно огромными талантами – нравственное убожество и пошлость. Где бедность, там  и зависть,  воровство, пьянство.

  

Дети окраин  Радомысля. Фото из фондов краеведческого музея г. Радомышля.

В 1894 году по  инициатеве министра  финансов Российской империи Сергея Витте было  учреждено « Положение  о казенной  продаже питей». Оно  предусматривало государственную монополию на продажу  крепких спиртных напитков. Вскоре после введения «винной  монополии», в 1887 году в Радомысле  была  создана государственная структура – Попечительство  о народной трезвости.  К 1900 году Радомысльский  комитет о народной  трезвости содержал  уже  целую  сеть «народных  чайных» в местечках и селах уезда. Размещались они главным образом, в основном на базарных площадях, где чаще  всего находились корчьмы и трактиры, где чаще  всего  «тусовались» любители  выпить. Исключение составляла Радомысльская народная чайная, которая была построена в центре города, в начале  улицы Мало  Житомирской.  В народных чайных пропагандировали безалкогольный образ жизни. Попечители уездных чайных: судебный следователь и почетный мировой судья Виктор Дионисович  Полищук, священник  благочинный Иоан Червинский; священник Афанасий Жигаловский, с. Мартыновичи; землевладелец почетный гражданин Константин Николаевич Паламаренко, м. Горностайполь. Заведующие  чайными: Георгий Констянтинович Кочергов, м. Коростышев; священник Гаврий Доминский, с. Обуховцы; священник Евгений Пальчевский, с. Березовка; священник Федор Горбачевский, с. Максимовичи. Узнав о моем исследовании доктор исторических наук Владимир Аркадиевич Студинский поделился информацией о том, что в местечке Малин Радомысльского уезда народную чайную открыли в начале XX века. Попечителем народной чайной был избран малинский  участковый врач Эразм Андронович Радонский. Однако народная чайная просуществовала не больше года, ее закрыли, потому что  старшина  волостного управления Андрей Самойлович Федоренко и крупные землевладельцы не были заинтересованы  вкладывать деньги для невыгодного, как им казалось предприятия. В Малине не было винокурного завода, но зато работал пивоваренный завод – владелец Николай Радионович Токарев, который сдавал в оренду Роману Романовичу Траутману, ежегодно предприятие производило 18 тыс. ведер пива.  В местечке находилось также две  винные  лавки. Буфетом  владел Николай Иванович Софищенко.  Владелец  ресторана – Юлиус Иванович Райлих

   

В доме 3 по улице Мало Житомирская  находилась «народная чайная».

Фото Руслана Литвиненко.

 Согласно «Уставу опекунов о народной трезвости» 27 апреля 1900 года в 3 часа дня стараниями почетных граждан города: учредителя народной чайной в Радомысле Романа Романовича Вержбицкого, Городского головы Никодима Аксентьвича Гарбарева, членов Городской управы Антона Ивановича Равинского, Иосифа Ивановича Игнатюка, предводителя уездного дворянства Виктора Викторовича Унгерн-Штернберга, воинского начальника полковника Иосифа Михайловича  Старковского, штатного  смотрителя 2 классного училища   Никиты Йововича Финицкого, податкового инспектора  Василия Григорьевича Богданова,  священника Троицкой церкви Леонида Викентьевича Загоровского, мирового судьи Алексея Николаевича Полянского, начальника Радомысльськой  уездной тюрьмы Митрофана Андреевича Кихно, потомственного почетного гражданина Константина Николаевича Пономаренка, врача лечебницы Крастного Креста Касьяна Лазаревича Цвейфеля, в доме №3 по улице Мало Житомирская торжественно, в присутствии чуть ли  не всего городского и уездного начальства была открыта и освящена протоиреем Петром  Ивановичем Робаковским первая в Радомысле    народная чайная. На собрании Уездного Комитета Попечительства народной трезвости,    попечителем «народной чайной» избрали надворного советника  Никиту Йововича  Финицкого, который состоял Штатным Смотрителем Радомысльського 2-х классного городского училища с 1897 по 1920 гг. (ныне школа №3) . С 1920 по 1924 гг. работал  учителем  школы №2. Газета «Радомыслянинъ» №100, 1914 г. (Российская Национальная библиотека г. Санкт-Петербург): Хроника. Инспектор Радомысльского высшего  училища Н.Й. Финицкий назначен и.д. инспектора  народных училищ 5 –го района Киевской  губернии».

 

Никита  Йовович Финицкий  с супругой 1911 год.

Фото предоставила Татьяна Владимировна Яковлева.

 г. Казатин, Винницкой обл.

 Здесь в народной  чайной платными, хоть и достаточно дешевыми, были: пользование ночлежкой — по 3 копейки с персоны; времяпровождение в чайной и столовой — 4 копейки за порцию чая. А чаек, в Радомысле, привезенный  из  заморских стран,  страсть как  уважали – из самовара, с баранками, да с сахарком  в  прикуску. Посетители пили  чай  из  блюдца, степенно с разговорами, неторопясь.  И обеды от 5 до 25 копеек; услуги заезжего двора при народной чайной— 4 копейки за стоянку одной лошади с водопоем (чем не нынешняя платная автостоянка!). В народной  чайной открылась  благотворительная библиотека-читальня, где можно было получить библиотечные книги на дом — по 5 копеек в месяц. Многие обеспеченные радомысляне  считали за великое благо презентовать несколько   книг для народной  читальни. В библиотеке «народной чайной» невероятной популярностью пользовались газеты: «Киевские губернские ведомости», «Киевлянинъ», журнал «Нива» (самое легкое  чтиво, какое тогда можно  было  придумать,- в основном для  уездных  барышень.-Авт.). Предприимчивый  издатель  журнала «Нива» А.Ф. Маркс постоянным  подписчикам  высылал в виде премии не только «корки» для переплетов, но даже  книжные  шкафы. Через несколько лет на собрании Уездного Комитета Попечительства народной трезвости, адвокат Ханон Маркович Фельдман (адвокат в те годы  именовался «частный поверенный  советник», это была  негосударственная должность, причисляемая к «свободным  профессиям» наряду  с писателями, художниками и т.д. - Авт.), он  же  редактор-издатель  газеты «Радомыслянинъ», с 1 июня 1912 года, как оказалось  до закрытия  газеты в мае 1917 года, безоплатно три раза в неделю предоставлял уездную газету библиотеке - читальне народной  чайной. В такой способ незаможных радомыслян  отвлекали  от злоупотреблением алкоголя. Тот период в Российской империи характеризуется как «серебряный век» русской поэзии. Это время можно назвать началом века «золотого читателя». В то время литература русская, украинская, еврейская вошла в жизнь простых граждан. Удивительное  изобретение человечества – книга, однако у книги появился серьезный конкурент – Интернет. К сожалению, в связи с появлением Интернета  время «золотого читателя» закончилось. Сколько  еще  проживет  книга – нам не  дано  знать.  Но хотелось бы верить, что через 15-20 лет интернет полностью не вытеснит книгу. С появлением кинематографа, фильмы не уменьшили значение театра. А современные различные  «суперовые» зажигалки  не заменили простые спички. 

 

В народной чайной в течении семнадцати  лет проводились  популярные лекции на различные темы, каждая с которых собирала сотни слушателей. В уездном городе Радомысле 28 апреля 1913 года проведен первый торжественный праздник народной трезвости. О празднике сообщила уездная  газета «Радомыслянинъ» № 50, 30 апреля 1913 год.  (Российская Национальная библиотека г. Санкт-Петербург): «...Праздник народной трезвости закончился у нас в Радомысле чтениями, предложенными вечером 28 апреля в народной чайной местным духовенством, собравшимся в массе толпам народа о вреде и гибельных действиях алкоголя, причем чтения сопровождались показыванием санитарным врачом П.П. Радаевым на экране аудитории теневых картин. Перед началом чтений, в промежутках и при окончании их исполнены были соборным хором совместно с публикой некоторые пасхальные песнопения. Наконец состоялось открытие «приходского братства трезвости», в члены коего записалось 100 человек, давших обет трезвости. От души пожелаем, чтобы эти новые воспитательные при церкви учреждения на почве родной исторической традиции, быстро наполнились членами, достигли желанных результатов и спасли в будущем нашу родину от пьянства, хулиганства, заедающей нас развращенности и озорства Л.Ш. ». Сообщала газета «Радомыслянинъ» №167, 22 декабря 1914 г. (Российская Национальная  библиотека г. Санкт-Петербург): «Народные чтения. 7-го  декабря в 6 часов  вечера в Радомысльской народной  чайной  предложены  были  народу священником  собора  о. Шулькевичем чтения религиозно-нравственного и патриотического содержания  на  следующие  темы; 1) Война по учению  слова Божия, 2) Познайте  свою  родину, 3) Самоотверженная любовь и  молитвенные  слезы  матери. Чтения  заканчивались пением всеми присутствующими общеупотребительных  молитв».  А еще — театральные представления. Причем если лекции обычно были бесплатными, то за билет на спектакль нужно было платить от 15 копеек до полутора рублей. Эта  публикация была задумана несколько лет назад, исторические сведения  приходится собирать по крупинкам и по мере того как накапливалась все новая и новая информация, исследование переделывалось, исправлялось и казалось этой работе не будет конца и края. Когда я уже собирался поставить последнюю точку, у меня произошел телефонный  разговор с Элли Кислюк (Израиль), который  узнав о работе, согласился передать из своего архива две  радомысльские театральные афиши. Ответ – соглашение пришел буквально через 10 минут, как тут не воспеть чудеса интернета! Эти цветные афиши напечатаны в типографии его прадедушки Э.И. Заездного.

 

Афиша спектаклей  поставленных в народной чайной г. Радомысля.

Фото из семейного архива, предоставил Элли Кислюк (Израиль).

«С дозволения радомысльского начальства 27 октября 1909 года в 8 часов вечера в пользу бедных учеников и учениц Радомысльского Городского 2-х классного Училища в  народной чайной поставлены спектакли: «По Ревизии» сочинения Кропивницкого. Исполняют: М.И. Украинка, О.С. Чайка, О.С. Карский, Л.Р.Василенко, М.И. Чугай, М.О. БайдаКум Мырошнык» (або Сатана в бочци), исполняют С.П. Барвинок, Г.Василенко, С.В.Вернигора и Карский. В заключении дивертисмент «Квитки Украины»  малороссийское попурри. Исполняет хор любителей, аккомпанировать и играть в антрактах будет большой оркестр бальной музыки. Бенефиции принимаются с благодарностью». Артисты не только зарабатывали, но и помогали  материально нуждающимся ученикам и ученицам 2-х классного училища (ныне здание  школы №3 –Авт.). В то время  местные артистки неизменно  участвовали в благотворительных  мероприятиях.Оскард Уальд прозорливо заметил: «Что бы удержаться в великосветском обществе, надо  либо  кормить, либо развлекать, либо  возмущать людей».  Народная  чайная  с театральными спектаклями и библиотекой – читальней, разве  это не  чудо провинциальной жизни  Радомысля? Эта цветная афиша просто яркая иллюстрация к радомысльским  страничкам  истории. С того времени  прошло  больше  ста  лет. А старожилы, еще в 70-х годах вспоминали, какие замечательные  спектакли и концерты устраивали  в народной  чайной местные актеры и музыканты с участием  киевских профессиональных артистов. Зрители принимали  артистов  с обожанием, восторгом и охапками цветов.   Радомысляне упивались красотою постановок, мелодичностью музыки, сочным  украинским  юмором. Спектакли  имели огромный  успех. Зал наполнялся  до отказа, не вмещал  всех желающих. Публика, среди которой было много  взрослых  рабочих, стояли  все  спектакли  на  ногах. Через несколько дней  спектакли  пришлось  повторить, и на  этот раз народу  было еще больше.  Восхищает высокая дореволюционная  культура, которая к сожалению не была  массовой. До 1917 года 80 процентов жителей Радомысльского уезда не умели читать и писать. Современем «народная чайная» вечерами превращалась в элитно-богемный салон, где  обеспеченные  гости смотрели  новые  спектакли, шампанское лилось неиссякаемым потоком, когда  пелись задушевные  романсы.  После того, как в городе появился первый очаг борьбы с алкоголем – чайная в одноэтажном доме, - у добропорядочного населения несколько уменьшилась тяга к спиртному.  Это естественно отразилось на посещаемости Радомысльских питейных  заведений. 19 июня 1914 года  в Российской  империи ввели сухой  закон, времена  наступили  тяжелые для простого  люда по  части  выпивки.    Эта культурная частичка  истории города  практически забыта. 

 

Радомысльские артистки с поклонниками. Фото В.Б. Гржибовского, 1908 г.

Казалось, что благородное  дело  учредителей  «народной  чайной» в Радомысле хватит  на  многие  годы. И кто бы мог подумать, что судьба  этого  замечательного  учреждения сложится отнюдь  не  просто. Времена  наступали  лихие: в воздухе витал  ощутимый  озон  народного  бунта. По свидетельству местных жителей, народную чайную закрыли еще в начале гражданской войны. К власти всегда рвались вчерашние рабы, но в нашей стране, добившись  власти, они не только продолжают  оставаться  типичными рабами, но и стремятся к еще большему рабству. … Здесь  сделаю  отступление. Моя  бабушка,  Евдокия Лукашевна  Волынец, которая  родилась  в 1900 году, иногда  говорила: «Не дай Боже свині роги, а мужику  панство».  С мая по октябрь 1918 года, немецкие оккупационные войска Кайзера устроили бордель в здании  народной чайной, для отдыха и развлечений немецких солдат. Основатель мировой журналистики итальянец Пьеро Аретино (1492-1556), живший в эпоху панства, утверждал : «Именно в борделях  особенно ценят  приличия». Осенью 1918 года немецкие  войска  были  изгнаны  из Радомысльского  уезда. Власти в уездном городе Радомысле  менялись 14 раз.  Времена были  жуткими,  все происходило поразительно часто и стремительно быстро.  И никому не было никакого дела до просвещения простого народа о вреде алкоголизма, как впрочем и сейчас. Основная задача жителей  города  была одна – выжить, любой  ценой. Волна большевизма захватывая  все новые и новые территории  в 1919 году  катилась  к Радомыслю. За несколько  лет  гражданской  войны, город превратился в одну кровавую  мясорубку. Разоренный  войной Радомисль  выглядел бледной  тенью. В условиях  розрухи, голода, недостатка  топлива, новым властям не  удалось обеспечить  нормальную жизнь города. В этот период в городе  перестали  существовать культурные и развлекательные  учереждения, исчезли гостиницы-рестораны, трактиры, корчмы. Гражданская  война  окончилась, жизнь  в Радомысле  постепенно  налаживалась. Существуют свидетельства, что в советское время НЭПа в этом здании находилась с трезвым названием «Чайная», где продавали на разлив водку и пиво. «Культурная жизнь» вернулась в народную  чайную в качестве «забегайловки».  В период немецко-фашистской оккупации (1941 – 1943 гг.) захватчики устроили казино для солдат Вермахта и полевых жандармов. Во время   освобождения Радомышля от гитлеровских оккупантов в декабре 1943 года здание сильно пострадало, практически разрушено, пропал изысканный декор, исчезла великолепная лепнина, которая украшала фасад. В последствии неоднократно реконструировалось и перестраивалось в связи со сменой его предназначения. В результате было изменено внутреннее планирование строения, только сохранилась общая первоначальная композиция типового городского дома. После освобождения Радомышля от немецко-фашистских захватчиков в начале марта 1944 года «чайная»  возобновила работу, но уже с признаками ресторана. Старожилы хорошо помнят отдельные кабинки завешанные плюшевым материалом с китицами, которые называлась «райкомовскими», где часто  зависали «профессиональные революционеры» из районного комитета компартии Радомышля (который до 1967 года располагался в доме №3 ул. Присутственная, где сейчас музыкальная школа.-Авт.). С 1963 года просто  столовая, которую народ метко охрестил «Верхняя столовая», по  улице 9-го Января находилась «Нижняя столовая», которая  открылась в январе  1958 года. Говоря современным языком, это объекты локаций. В столовых буфетчицы в белоснежных фартухах  продавали нарозлив пиво и  водку, которая удивляла  своей  дешевезной. Жители до сих пор с восторгом споминают, как разношерстная толпа штурмовала буфет в «Верхней столовой», когда привозили дубовые бочки пивом, непосредственно с Радомышльського пивзавода. Самое страшное, что  придумали  люди – это  застолье  со спирными  напитками. Пьяницами не  рождаются – ими  становятся. В наше  время, большая редкость – человек, который никогда  не  превышает  норму и другим не  мешает. В конце 80-х – «Варенична», в начале 90-х – бар «Оскар». С 2008 г. -  Райффайзен Банк Аваль. С 2008 года заведующая Райффайзен Банка Аваль – Лариса Владимировна Науменко, с 2014 года - Елена Викторовна Терещенкова. В современном  понимании это  совсем  не  фешенебельный  особняк. Однако старинный  дом до сих пор сохранил загадочную духовную силу.


Александр Пирогов

г. Радомышль

Фото из архива  автора

Автор вдячний за моральну та  матеріальну підтримку Володимиру Романовичу Тетерському, Миколі  Станіславовичу Григоровичу, без цих  людей  мої історичні  дослідження були б неможливі.

 

 


Немає коментарів:

Дописати коментар