понеділок, 25 листопада 2019 р.

КУРЬЕЗНЫЕ И ТРАГИЧЕСКИЕ СЛУЧАИ ПОСЛЕ РАСПИТИЯ СПИРТНЫХ НАПИТКОВ В УЕЗДНОМ ГОРОДЕ РАДОМЫСЛЕ


В  Радомысле не обходилось и не без алкогольных курьезных случаев после распития некоторыми гражданами спиртных напитков. В 1865 году согласно ревизии в радомысльской тюрьме заключено 7 человек. Помещик Лищинский,  семеро неполнолетних за изнасилование 50-летней женщины, пьяницы и распутницы, Иосиф Горлинский – за нанесения словесного оскорбления государю, за подобное – рядовой Иван Ковель (о таких людях говорят – без царя в голове.-Авт.). Здесь сделаю отступление. Моя бабушка, Евдокия Лукашевна Волынец, которая родилась в 1900 году,  рассказывала, что пьяный мужик в корчме матерными словами обругал Бога, пресвятую Богородицу и пресвятую  Троицу. Затем подошел к большому портрету царя, который висел на стене и перешел на  оскорбление Государя Императора и августейшую фамилию. Смысл этой части его «хулы» в переводе  с матерного  был  таков: «Государь  не  правильно  распоряжается…». Недаром в народе утверждают: «То, что у трезвого на уме, у пьяного на  языке». Его схватили и поместили в местную тюрьму, которая находилась на первом этаже присутственных мест (до  недавнего времени находилась районная библиотека  в здании школы №5.-Авт.). Владелец корчмы и следствие  старались  упечь  несчастного  крестьянина  подальше  и подольше. Например, свидетельские показания об оскорблении  императора  появились  позднее и к счастью для  мужика  не  вошли в обвинительное заключение. Задним  числом  появилось  и утверждение свидетеля, что  богохульник «довольно  твердо  стоял  на  ногах» (в то  время  опьянение  было  смягчающим  обстоятельством, а не  отягчающим, как сейчас.- Авт.). Обвинение было  сформулировано так: «Произнесение  в публичном месте  слов, имеющим  вид  богохульства». Если бы  прокурор  доказал, что  это  было  преступление «с умыслом  совершенное», оно каралось  бы каторгой  до 15  лет. И так, умышленно или  по  пьянке  с языка  сорвалось? Этот  вопрос  был решающим. Дело  сочли  настолько  важным, что слушалось  оно  при  закрытых  дверях, без  участия  присяжных. Разумеется, адвокат (в те годы  именовался «частный  поверенный».-Авт.) обратил  внимание  суда  на  ошибки  следствия, несоответствие  в показаниях свидетеля и сумел  доказать, что  крестьянин  был  сильно  пьян,  следовательно  действовал  неумышленно.  В то время судья приезжал из Киева один раз в месяц, когда скапливались дела с правонарушениями и преступлениями. Газета «Радомыслянинъ» №66, 2 ноября 1912 г. (Российская Национальная библиотека г. Санкт-Петербург): «Сессия Киевского окружного  суда с участием присяжных  заседателей  начинается в Радомысле 5 ноября и продолжится  до  10  ноября  включительно. Дела  по преимуществу  кражи  лошадей и рогатого скота». Рассматривая этот казалось бы, простой проступок, он усмотрел в нем политический подтекст. Видимо  решив  подстраховаться, судья не стал  на  себя  брать  ответственность за  судьбу  человека. Зная, что дело необычное, судья доложил об этом происшествии киевскому губернатору. Который  недолго раздумывая, послал рапорт царю. Вскоре губернатору пришел ответ - что бы отпустили дурака. Так же царь издал указ запрещающий вывешивать портреты государя во всех питейных заведениях Российской империи. Невероятная на те времена монаршая милость.  Эта история кажется невероятной, даже выдуманной. Но, я до сих пор не могу понять, откуда моя бабушка могла знать об этом случае, она была абсолютно неграмотной. Легенда весьма  привлекательна, но правда неизвестна  по сей день.

Сообщала газета «Радомыслянинъ» №1, 1 июня 1912 г. (Российская Национальная библиотека г. Санкт-Петербург): Судебная хроника. «В камере г. мирового судьи 3 участка в Радомысле недавно рассматривалось довольно характерное дело по обвинению крестьянином Мартынюком жены священника госпожи З. в оскорблении. Мартынюк, сопутствуемый кумовьями, пришел к священнику окрестить своего новорожденного ребенка. «По обычаю» они принесли батюшке хлеб, четвертак и бутылку водки, и поставили на стол. Кумовья выпили по рюмке, по обычаю остальная водка с посудой должна была остаться в распоряжении батюшки. Между тем, минуя «обычай», Мартынюк спокойным образом бутылку с остальной водкой спрятал себе в карман. «Матушка» нашла, что это «непорядок». Сильно вскипев, она «ляпнула» по адресу крестьянина, что так поступают только воры. Чувствуя себя крайне обиженным, Мартынюк подал в суд. Чтобы замять дело, матушка предложила обвинителю «за обиду» 20 руб.  Но обиженный остался непоколебим. Судьи матушку оштрафовали в 15 рублей, а при несостоятельности – к аресту на пять дней». Жадность иногда – хуже  глупости.  Как говорят: «И смех и грех». Веселая такая  история, но с грустным  юмором. Анекдот того далекого  времени. Приходит  мужик  к батюшке и говорит: «Отче, вы человек просвещенный, люблю  чарку  выпить и верю в Бога. Ответьте мне пожалуйста, сколько можно выпить и Бога  не  прогневить?» Батюшка погладив бороду говорит: «Сын  мой, на свежем воздухе, при хорошем закуси, да счёт  мирской, можно  пить  до  бесконечности».


Пьяницы на досуге. Старинная картина.

Впрочем, водка была причиной не только трагикомических ситуаций, преступлений,  а также  трагедий. Потому что граждане пили водку без всякой меры, что однозначно соответствует истине. Последствия были самыми серьезными в любом случае.  Сообщала газета «Радомыслянинъ» №36, 29 августа 1912 год.   (Российская Национальная библиотека г. Санкт-Петербург): «Внезапно умерла Пелагея Дородкова, которая отравилась спиртным, в тот же день с квартиры Зейлика Потиевского украли штаны и жилетку». Газета «Радомыслянинъ» №18, июнь, 1912 год.        (Российская Национальная библиотека г. Санкт-Петербург): «Происшествия. Покушение на самоубийство. Вчера покушался на самоубийство выстрелом в висок писарь землеустроительной комиссии Исидор Максимович Молодык 27-ми лет. Что толкнуло его на самоубийство – достоверно не известно. Он оставил две записки, в одной просит никого в своей смерти не винить, в другой пытается мотивировать свой поступок. Разочаровался в жизни, раньше был утешитель – водка, но и она перестала меня удовлетворять, и я решился покончить с собой». Газета «Радомыслянинъ» № 7, январь 1913 год. (Народно-краеведческий музей, г. Радомышль). КИЕВСКИЕ ЗАМЕТКИ  «Подводя итоги праздников. Семейные драмы, самоубийства. В доме     № 2  по  Большой Кудрявской  Рудковский затеял спор со своей женой и в пылу ссоры схватил столовый нож, ударил ее в грудь. В тяжелом состоянии раненая отправлена в больницу. Подобный случай произошел в семье П. Осипенкова.  Вернувшись домой в пьяном виде, муж раскроил голову жене каким-то тяжелым предметом. Положение раненой серьезное».Трагические истории и жестокие убийства после расспития спиртних напитков, как и ныне повторяються с завидным постоянством. В то время медицина не достигла того уровня, чтобы определить, что алкоголизм – это болезнь, довольно страшная. Одни авторы скромно зовут, алкогольной зависимости, а другие – алкоголизмом. Под пьянством тогда понимали любое потребление алкоголя. И не было, как в наше время, врачей наркологов и психиатров. Люди веками пытались бороться с этой болезнью различными народными методами. В основном обращались к знахаркам и различным народным целителям. Вообще к знахаркам в то время обращались по любому поводу. Некоторые граждане пытались лечиться чудодейственными настойками.


Газета «Радомыслянинъ» № 99, воскресенье, 25 августа, 1913 год (Народно-краеведческий музей, г. Радомышль). Бросил пить: «Какое это счастье – может знать только семья алкоголика, а в нашей семье было двое: отец и старший брат. Спасибо доброму человеку, посоветовавшему дать им «Ситровин-Эмбрей». Мы купили в аптекарском магазине коробку и глазам своим не верили. Оба бросили пить. Теперь прошло 3 месяца и у обоих нет ни малейшего позыва к вину. Такое дешевое средство оказалось самым полезным. Но нужно требовать настоящий «Ситровин-Эмбрей». Эта заметка в газете «Радомыслянинъ» своего рода реклама чудодейственного лекарства. Сто лет назад были такие же шарлатаны, как и сейчас, которые наживались на людском несчастье. Правда, сейчас придумали более изощренный метод – кодирование от алкоголя. Если бы лекарство «Ситровин-Эмбрей» действительно помогало чудесным образом, то не только в городе Радомысле, но и во всем мире не осталось бы ни одного пьяницы. Вопрос о том, можно ли было в то время вылечить зависимость от зеленого змия, придется оставить без ответа. Любопытна еще одна заметка из газеты «Радомыслянинъ» № 43,          9 сентября 1912 г. (Национальная библиотека Украины им. В.И. Вернадского. г. Киев).


Местная хроника. Монополька*: «Опубликована ведомость главного управления неокладных сборов и казенной продажи питей о количествах потребной посуды для вина на 1913 г. Впереди всех идет Москва, куда требуется бутылей по ¼ ведра 88 тысяч, по 1/20 – 485 тысяч, по 1/40 – 3.910 тысяч и по 1/100 – 3.400 тысяч. За Москвой следует Харьков, далее идут Киев, Вильна, Подолия, Минск. Киевской губернии совершенно не требуется соток, очевидно хохлы не уважают малой посуды. Нет соток также в Бессарабии и Царстве Польском. В воронежскую и вятскую губернии идут только сороковки, в архангельскую губернию только четвертные и двадцатки». Заметка, напоминаю, напечатана в газете «Радомыслянинъ» редактором радомыслянином же, а не москвичем или петербуржцем – авт. * «Монополькой» в народе называли казенную водку (из-за государственной монополии на ее производство, отсюда же и наше «казенка»). В Радомышле вплоть до начала 90-х годов ХХ в.  употребляли для казенной водки название «монополька».  В то время многие вещи  оценивались совсем  по-другому.

Александр Пирогов
г. Радомышль
Фото из архива  автора
Автор сердечно  благодарен за  моральную  и материальную поддержку в поисках  радомышльской старины Владимира  Романовича Тетерского, Николая Станиславовича  Григоровича, Александра Михайловича Ткачука, Александра Васильевича  Бугай.

Немає коментарів:

Дописати коментар